Без здоровья невозможно и счастье.
Первая реклама в античности и средневековье
Слово «реклама» происходит от лат. reclamare – выкрикивать. Древнейшая профессия глашатаев служила для повседневного информирования людей о разнообразных мероприятиях, имеющих целью оповещение, например, о товарах, зрелищах, услугах, оказываемых кем-либо и т. д., о вызове граждан в суд, о вынесенных приговорах и казнях, о чествовании прославленных полководцев, о пребывающих в город посольствах, об очередной раздаче хлеба…
Профессиональные объединения глашатаев во Франции известны с XII в., а спустя сто лет - в 1258 г. - король Филипп Август издал указ, требующий обязательного вступления глашатаев в корпорацию.
Пример конкретизации обязанности городских глашатаев, объявляющих повеления: «Публичные глашатаи должны их сообщать на всех перекрестках городов и пригородов под звуки трубы. Кроме того, они должны быть начертаны на пергаментных листах большими буквами и расклеены в 16 самых людных местах. Кроме того, их обязаны зачитывать своей пастве проповедники, чтобы никто не мог отговориться незнанием монаршей воли».
То, что в городах осуществляли глашатаи, для рыцарей-феодалов исполняли герольды. Это была очень почетная должность, так как она не исчерпывалась простым оповещением аудитории о намеченных местах проведения турниров. Средневековый хронист Жан Фруассар сообщает о том, что к различным владетельным сеньорам рассылались герольды, объявлявшие о том, что их государь, «назначив турнир, приглашает всех тех, кто гордится своим рыцарством, а также достопочтенных дам и девиц благородного происхождения прибыть в избранный для турнира город с доказательствами рыцарских прав». Герольды обеспечивали ритуально разработанный порядок рыцарского единоборства и были ответственны за соблюдение сложной внутрисословной иерархии при комплектовании групп состязающихся.
В объявлениях глашатаев общезначимая информация тесно переплетается с рекламой. Со временем эта сфера оповещения составила образ юридической рекламы.
На всем протяжении культурного развития человечества реклама расширяла свои возможности, совершенствовала облик рекламных имиджей за счет новых знаковых, логических, материальных, технических приемов и средств.
Истоки изобразительной рекламы тесно связаны с освоением человечеством орнамента, рисунка, скульптуры. Позднее реклама начинает выступать в форме письменного текста.
Эмоциональное воздействие монументальных надписей, усиленное иллюстрациями, использовалось как вариант политической рекламы для прославления могущества героев, обращения как к современникам, так и к потомкам.
Опыт такого совмещения текста и рисунка находит применение в рекламной деятельности вплоть до настоящего времени.
На рынках продавцы начинают вслух рекламировать свой товар и использовать порой различные приемы психологического давления. Например: «Пусть меня гром разразит, если я вру!»
Владельцы различных таверн, бань, кузниц и харчевен используют вывески с изображениями основных символов своей деятельности.
Профессиональная реклама использует все общекультурные знаковые средства и их комбинации.
Ее основные методы - устные объявления, представляющие собой сгустки оперативной информации. Исходная форма обогащается богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих красочные образы рекламных текстов. Их цель - все активнее воздействовать на подсознание простых граждан, приковывать их внимание, пробуждать желания, подталкивать к ценным для рекламодателей действиям.
В эти же времена зарождается первые попытки давления на свободу слова со стороны власти, стремление добиваться достоверности в рекламной информации.
Доподлинно известно, что древние ремесленники ставили специальное клеймо на свои изделия, заботясь о своей репутации и рекламируя качественную продукцию.
В эти времена зародилась еще одна форма рекламы. Хотя её и не принято называть рекламой, но это все-таки реклама.
Речь идет о скульптуре. Древние нашли способ увековечивать образы своих соплеменников и богов. Они делали это руками скульпторов. Все мы знаем, что с тех времен сохранились лики знаменитых греков и римлян, воплощенные в камне.
Истоки таких явлений, как афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция также восходят к античности. Более отчетливые очертания они обретают в эпоху средневековья и Возрождения, когда в культуре стали преобладать религиозное мировоззрение, христианская идеология, институты церкви. В такой ситуации население более всего становится восприимчивым к духовному воздействию проповедей, наставлений, учений. Почти в каждом из подобных текстов присутствует примесь религиозной рекламы: настойчивое, всепроникающее утверждение в высшей ценности именно данной религии, ее неотступное внедрение в массовое сознание. Особенное воздействие имели рекламные приемы миссионеров, обращавших в христианскую веру население. Проповедники часто апеллировали к чуду, что гипнотически действовало на сознание язычников.
Услуги публичного информирования (глашатаи) востребовались различными слоями средневекового общества: духовенством, рыцарством, бюргерством.
В период средневековья зародилось новое направление устной рекламы – «крики улиц», т. е. оперативные текущие сообщения о товарах, услугах бродячих торговцев, ремесленников, фокусников и акробатов. Эти «крики» время от времени пресекались властями того или иного преуспевающего города. Однако искоренить данное явление не удалось, свидетельство тому сборники устных рекламных текстов, имеющиеся в европейских странах («Крики Парижа», «Крики Лондона», «Крики Рима»).
Первый сборник «Криков Парижа», составленный Гильомом де Вильнев, относится к 13 веку. Уже здесь начинает осознаваться роль рекламы как особой формы общественных связей.
«Внимание! Каждый мужчина или женщина, которые могут что-нибудь сообщить о девушке в возрасте 24 лет, дайте знать глашатаю, и вас отблагодарят за ваши труды и Господне благословение снизойдет на вас!» - пример из сборника «Криков» формы устной рекламы.
Со временем появляются постоянные места встреч, устойчивые источники информации среди различных слоев населения. На этой базе позже формируются информационные бюро.
Эпоха печатной рекламы начинается с изобретения типографского станка Иоганном Гуттенбергом. В рекламных печатных листовках удачно соединялись графическое изображение и текст.
Уже в те времена среди рабочих во время ежегодных цеховых праздников проводились демонстративные акции, приуроченные обычно к дням почитания святого - покровителя того или иного цеха. В них принимали участие, помимо самих работников, - их жены и дети, разодетые по последним требованиям моды того времени. Примечательно было то, что на одеждах некоторых состоятельных мастеровых были клейноды - эмблемы цеха, вышитые на камзолах или плащах.
- Войдите на сайт для отправки комментариев