Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Реклама в России в X - начало XX в.в.
Развитие рекламного дела в России относят к X- XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями устной потешной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром – лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами и т. п. В этот период между многими русскими торговыми людьми не считалось унизительным всячески преувеличивать достоинства своего товара, обманывать покупателей.
В XV веке вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с Красного крыльца кремлевских палат в Москве, на Ивановской площади, (отсюда поговорка - “кричать на всю Ивановскую”).
Информационный вакуум в средневековых русских городах заполнялся молвой, которую переносили странники, «божьи люди», юродивые – российский феномен, - а также сказители, исполнявшие былины, исторические песни и духовные стихи.
Мощное влияние юродивых на психику окружающих непосредственно связано было с их обликом «не от мира сего», ореолом святости, исступленным служением высшей благодати. Не только слова пророчеств воздействовали на окружающих - но весь комплекс средств влияния, так называемый «театр одного актера».
Таким образом и в русской культуре вырабатывался богатый арсенал средств идейного и эмоционального воздействия, интеграция которых необходима для рекламной деятельности.
Значительный вклад в этот процесс внесли народные картинки – лубки – «потешные листки».
Подобно западным образцам, русские народные картинки посвящены были как серьезным - религиозным и политическим, - так и развлекательным, «потешным» темам. Наиболее часто встречались среди них эпизоды из басен и сказок, батальные сцены, злободневные сатирические сюжеты.
Постепенно «потешные» листы обогащались надписями, которые становились все более развернутыми и обстоятельными. Лубки входили в каждый дом - от царских палат до убогих крестьянских изб. Рекламе в лубочной продукции отводилось не последнее место. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться для коммерческой рекламы.
Пример листка № 421 из собрания лубков Д. А. Ровинского, озаглавленного «Французский магазин помады и духов» - образец наглядной торговой рекламы. Рисунок изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?» И слышит в ответ: «О, мсье! Самое свежее!».
По государеву изволению лубочные мастера начали настойчивое внедрение в русский быт табака. При первом царе из династии Романовых - Михаиле Федоровиче - курение табака запрещалось под страхом смертной казни. При отце Петра I - царе Алексее Михайловиче - к курильщикам применяли телесные наказания. Подобно тому, как в Англии в XVII в. пресса рекламировала чай, кофе и шоколад, в России лубки петровской эпохи популяризировали табак. Пример – лубок, на котором изображена компания из восьми человек, нюхающих табак с довольными лицами, сопровождается подписью: «Иностранные народы нюхают табака на разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет».
Петровское время донесло до нас разнообразные примеры рекламной деятельности, обилие знаковых вариантов рекламирования: устную речь, лубок, гравюру, печатные тексты и разнообразные рекламные акции (шествия, манифестации, фейерверки). Дальнейшая интеграция рекламных средств порождает новые формы, вовлекает в поле своего влияния все более широкие сферы жизни.
В XIX веке широкое распространение получило размещение рекламы на круглых тумбах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручали прохожим календари, прейскуранты. В Нижнем Новгороде начали издаваться газеты с рекламой «Нижегородская ярмарка», «Коммерческий ярмарочный листок», в Петербурге - журналы «Торговля», «Деловой бизнесмен». Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро.
Накануне I мировой войны в России практически каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам. В. Васнецов в военных плакатах I мировой войны развивал идеи патриотизма, опираясь в свойственной ему манере на фольклорные образы, К. Коровин использовал в работах фигуру Дмитрия Донского.
Успешному развитию рекламы в России способствовали также быстрый рост городов, развитие производств разнообразных товаров.
- Войдите на сайт для отправки комментариев