Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.
Остерегайтесь льняного масла
Если вы начнете искать информацию о растительных источниках омега-3 и омега-6 жиров, то уверена, что сразу же наткнетесь на льняное масло. Многие авторы говорят о невероятной пользе льняного масла, которое наиболее богато омега-3 жирными кислотами. К тому же омега-3 и омега-6 жиры в льняном масле содержатся в идеальном соотношении.
К сожалению, эти авторы забывают об одной особенности полиненасыщенных жирных кислот омега-3 и омега-6, у них есть один существенный недостаток - они чрезвычайно подвержены окислению.
Особенно быстро окисление происходит при нагревании жиров и при взаимодействии с воздухом. В результате образуется огромное количество свободных радикалов, оказывающих множество негативных реакций на весь организм.
В льняном масле действительно содержится много омега-3 жиров, но, к сожалению, оно окисляется слишком быстро. Число пероксидов, то есть продуктов окисления липидов, в нем огромное. Такое масло принесет организму вместе со свободными радикалами гораздо больше вреда, чем пользы. Это масло окислится слишком быстро, даже если бутылка будет стоять в холодильнике.
У нас льняное масло можно спокойно купить в аптеке, а, например, во Франции продажа льняного масла в бутылках запрещена из-за слишком высокого уровня содержания пероксидов. Поэтому решайте для себя сами, нужно вам это или нет. Мое мнение, что нет.
И если вы все-таки решитесь его купить и употреблять в пищу, то обязательно проверьте срок годности. Ни в коем случае не жарьте на льняном масле. При нагревании оно мгновенно окисляется. Храниться льняное масло должно в холодильнике, в темной стеклянной бутылке с плотно закрытой крышкой. Это позволит вам немного сократить количество свободных радикалов.
Омега-3 жиры содержатся также в семенах льна (в таком состоянии полиненасыщенные жиры более стабильны), зародышах овса, зародышах пшеницы. Найти их можно в магазинах здорового питания или в обычных супермаркетах в отделе диетических продуктов. Их следует всегда держать в холодильнике и использовать только свежими, иначе вы рискуете вместо омега-3 жиров перенасытить свой организм свободными радикалами.
Знаю, что некоторые пьют настои, например, из зародышей пшеницы. Но прокомментировать это не могу. Я не знаю точно, какие вещества переходят в раствор.
В соевом, тыквенном, конопляном масле, в масле грецкого ореха омега-3 жиры тоже содержатся. Но не спешите радоваться. Зря вы сейчас подумали, что купите себе бутылочку тыквенного масла, будите пить его по столовой ложечке в день, и будет вам счастье. То есть, вопрос с насыщением организма омега-3 жирами будет решен. Нет, не будет.
К сожалению, во всех этих маслах количество омега-6 жиров в 3, 4, 5 раз превышает содержание омега-3 жиров, которых нам катастрофически не хватает. Как мы помним из предыдущих выпусков, омега-3 и омега-6 жиры конкурируют между собой за одни и те же ферментные системы, поэтому чем больше вы едите таких масел с огромным количеством омега-6, а также подсолнечного и кукурузного, тем труднее омега-3 жирам реализовать свое полезное действие в организме. Потребляя эти масла, вы еще больше загружаете организм омега-6 жирами.
И вообще, прежде чем покупать какое-либо кулинарное масло, поинтересуйтесь сначала его составом, неплохо было бы заглянуть в соответствующую литературу. Скорее всего, из выбранного вами масла вы получите одни омега-6 жиры со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, возвращаясь к теме предыдущего выпуска, единственным полноценным источником омега-3 жиров являются морепродукты (фармацевтические препараты я не учитываю). В вышеперечисленных маслах омега-3 жиры содержатся в виде альфа-линоленовой кислоты, а в рыбе и морепродуктах в виде эйкозапентаеновой и декозагексаеновой жирных кислот, которые как раз наиболее полезны и активны.
Конечно,в организме альфа-линоленовая кислота может превращаться в эйкозапентаеновую и декозагексаеновую кислоты, но, как вы уже знаете из предыдущих выпусков, этот процесс мало эффективен, в особенности у пожилых людей, у страдающих диабетом и др.
В отличие от омега-3 жиров полиненасыщенные жирные кислоты класса омега-6 содержатся практически во всех растительных маслах. Также омега-6 жиры в небольших количествах содержатся во многих других продуктах, например, в свежих овощах, поэтому недостатка в омега-6 жирных кислотах мы не испытываем.
Хочу особо остановиться на наиболее популярных в России растительных маслах, таких как подсолнечное и кукурузное. Сразу подчеркиваю, что подсолнечное и кукурузное масло, вообще не содержат омега-3 жиры, но зато омега-6 в них слишком много.
Также обращаю особое внимание больных дерматозами (псориаз, экзема, нейродермит), что, потребляя ежедневно данные масла, вы не способствуете оздоровлению кожи, а, наоборот, усугубляете течение воспалительных и аллергических процессов. Даже если вы будете есть морепродукты, то омега-6 жиры, содержащиеся в огромном количестве в подсолнечном и кукурузном масле, все равно нейтрализуют полезный эффект омега-3 жиров. Никакого видимого результата не будет.
Вы сразу же зададите мне вопрос: А какое же масло потреблять? Ведь совсем без масла нельзя. Конечно нельзя. Лучшая альтернатива - это оливковое масло.
Я уже предвижу ваш следующий вопрос: А как же на оливковом масле жарить, ведь все сразу сгорит?
Во-первых, лучше вообще не потреблять жареную пищу. Больные кожными заболеваниями об этом прекрасно знают. Но, будучи хозяйкой, я прекрасно понимаю, что все равно для различных блюд периодически приходится что-то жарить (хотя я для своей семьи жареное практически исключила). Для этих целей покупайте рафинированное оливковое масло. Пользы оно, конечно, не принесет, но и вреда особого не будет, как от подсолнечного или кукурузного масел (позже объясню почему).
Хочу также отметить специально для тех, кто внимательно слушает рекламу. Во всех растительных маслах любой степени очистки холестерина нет и быть не может. Холестерин содержится только в продуктах животного происхождения. Поэтому надпись на бутылках с растительным маслом «не содержит холестерин» - всего лишь рекламный трюк, для привлечения покупателей, чтобы показать, что их продукция лучше.