Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Школьный перегруз. Как дети должны питаться? Сколько должны учиться, двигаться и отдыхать?
Юлия Гарматина, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Владислав Ремирович, когда уже в школах начнут кормить нормально?
Но ведь дети отказываются от школьной еды не просто так. Кому-то удобнее приносить из дома бутерброды, например.
- Значит, нужно организовать место, где ребёнок сможет съесть принесённый с собой кусок пирога или йогурт. Или пускать в столовую со своими продуктами.
Опросы показывают, что у нас 40% детей приходят на уроки не позавтракав. Что получается? Ребёнок целый день голодный, ест только в 14-15 часов, когда придёт домой. Это противоестественно! Кто тут виноват? И родители, и школа. Значит, нужно вместе найти приемлемый вариант.
- Как вы относитесь к тому, что в учебных заведениях постоянно появляются новые предметы?
- Наши школьники чрезвычайно перегружены. Возможности ребёнка небезграничны. Урок по-прежнему предполагает строгую сидячую позу, снижение двигательной активности с увеличением умственной нагрузки. Но если мы вводим новый предмет, значит, нужно от чего-то отказываться. Если считаете, что экономика важнее физики, оставляйте что-то одно. В истории общества так было всегда. Когда-то важнейшим предметом считалась латынь - сегодня её не изучают. С каждым предметом нагрузки увеличиваются вдвое - ведь есть ещё домашнее задание. И никто не удосуживается посмотреть, сколько времени можно уделять урокам по санитарным правилам. А там написано, что на домашнее задание младшеклассникам, например, нужно тратить всего полтора часа.
При этом индивидуальные особенности учеников не учитываются. Отличница сделает уроки за полчаса, а другой ребёнок потратит на ту же задачу час. Учитель должен иметь индивидуальный подход к детям. Это одно из правил сбережения здоровья, которые все признают, но мало кто им следует. Можно же разделить класс на группы. Первой группе дать одно задание, второй - другое. Так, чтобы на его выполнение ушло как раз полтора часа. К сожалению, пока это есть в очень немногих школах. Иначе ребёнок мучается, что не выполнил задание, у него развивается стресс, начинает ненавидеть школу.
- Действительно, дети стали меньше двигаться. Ввели третий урок физкультуры. Но добавило ли это школьникам здоровья?
- Наши последние исследования показывают, что дети стали расти быстрее, имеют большую массу тела, раньше созревают. Но функциональные возможности у них гораздо ниже, чем у предыдущих поколений. Они не могут выполнять те задания, которые по старинке даются им по нормам прошлых лет. Да ещё вспоминают нормы ГТО: мол, посмотрите, раньше же их сдавали, почему не сдать сейчас?
Поэтому бывали и трагические случаи на уроках физкультуры. И на это есть свои причины: иногда дети недообследованы, иногда знают о своих недугах, но стесняются сказать - хотят быть как все, но не справляются с нагрузкой. Конечно, в каждом учебном заведении должен быть медицинский работник.
Для чего? Чтобы ребята получали допуск к соревнованиям, к туристическим походам, кроссам и т. п. Что касается уроков физкультуры в общем, то дети их обычно не любят. Почему? Им кажется неинтересным сдавать нормативы и прыгать через козла. Нужно менять систему преподавания. Физкультура существует не для того, чтобы школьники побегали и попрыгали. Необходимо развивать у детей определённые качества. Ребёнок так устроен, что если пропустил какой-то период, то потом уже эти качества не разовьёшь. Например, если ребёнок не научился плавать до 12 лет, то уже вряд ли научится.
Другая проблема - нехватка кадров. Вот ввели третий урок физкультуры, а преподавать его некому. А если дать провести его учителю физики, толку от этого не будет.
В то же время двигательной активности детям очень не хватает. Ребёнок сегодня живёт компьютером, телевизором, постоянно испытывает высокие нагрузки. Как и у взрослых, его сердечно-сосудистая система не выдерживает.
К 21 году многие молодые люди становятся «классическими» гипертониками.
- Как же снизить нагрузки?
- Например, школьнику тяжело полдня в одной позе сидеть на уроках за неудобной партой. Поэтому сейчас новые стандарты предусматривают неурочную форму деятельности: проекты, рефераты. А это воспринимается гораздо легче!
- Войдите на сайт для отправки комментариев