Не всегда во власти врача исцелить больного.
Критическое мышление. Почему одни верят, а другие проверяют?
Люди всегда делились на тех, кто верит недостоверной информации, и на тех, кто во всём сомневается и ищет доказательств. Интернет, конечно, подлил масла в огонь, и теперь разница между этими категориями людей стала намного более явной.
Значит, самое время поговорить о критическом мышлении.
Критическое мышление – это способность ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её, копаться в источниках (проверяя и их достоверность, разумеется), задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными.
Прежде чем принять что-то на веру, обладатели развитого критического мышления как следует изучат полученную информацию, устроят ей тест на научность и только после этого обрадуются новым знаниям.
Формируется критическое мышление ещё в дошкольном возрасте. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.
Проблема в том, что развитие критического мышления у ребёнка автоматически делает его неудобным для родителей и учителей. Ведь такой малыш, вместо того чтобы просто слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком трудно.
Если родители готовы терпеть неудобства, если они понимают колоссальную важность этого этапа, то, конечно, они будут тратить время и силы, отвечая на вопросы. Но давайте честно: сколько таких родителей? А сколько их было в авторитарном педагогическом прошлом нашей страны, когда считалось, что выделяться – плохо, а быть послушным – хорошо? А педагоги и по сей день отчитывают мам за излишнюю любознательность их детей.
Чтобы у ребёнка развивалась критичность мышления, важно, чтобы родители не только отвечали на его вечные «почему», но и задавали аналогичные вопросы самому ребёнку, общаясь и считаясь с ним как с человеком, имеющим собственное мнение.
Так он будет учиться аргументированно мыслить, вести диалог и осмысленно принимать решения. В результате он будет понимать, чего и зачем он хочет, научится слышать собственный голос, вместо того чтобы слепо следовать ожиданиям других и в 30–40 лет мучиться вопросами «Кто я?» и «Чего я хочу?».
Эти вопросы – самый настоящий персональный ад для тех, кто в детстве были послушными и удобными. Ведь эти люди угодили всем, по дороге потеряв самих себя. Интересно, что у многих таких людей критичность развита только в определённых сферах. Например, если в семье поощрялось интеллектуальное развитие ребёнка и научная достоверность его знаний, то он может быть достаточно критичен в отношении различных суеверий, но при этом он может быть не способен поставить под сомнение мнение самих родителей.
То есть в приметы человек не верит, но усомниться в мамином праве соваться в жизнь своих взрослых детей он не в состоянии. Если же взрослые вообще отмахивались от его «почемучек» и требовали молчаливого послушания, то критическое мышление у такого человека вообще будет развито слабо.
И проявляться это будет примерно так:
1. Склонность принимать на веру новую информацию. На самом деле такие люди обычно верят не всему подряд, а тем убедительно звучащим теориям и постулатам, которые приняты в обществе (в том обществе, в котором человек чаще всего находится) и/или выглядят как научные.
2. Неспособность аргументировать свою позицию. Иллюстрация: – Надо выйти замуж и родить двух детей. – Зачем надо и кому? – Надо. Занавес.
3. Отсутствие способности к рефлексии. Проще говоря, навык самонаблюдения развит слабо. Такой человек с трудом может наблюдать за собственными действиями и чувствами, а тем более – их анализировать и замечать собственные ошибки.
4. Невозможность принять на себя ответственность. Что логично. Если человек не в состоянии понять собственной роли в происходящем, то он и ответственность за это нести не будет – не он же виноват.
Кстати, это очень видно в обучении: критическое мышление позволяет человеку вынести для себя что-то полезное из любого знания, пусть и самого бредового. А вот некритичные люди не могут применить даже самые ценные сведения.
5. Зависимость от мнения окружающих. Критичное мышление подразумевает способность мыслить самостоятельно, анализировать и делать выводы. Но если самому никак, то нужна постоянная опора – костыли в виде чужого мнения. Такие люди делают то, что модно, и думают так, как принято думать. Но и тут тоже есть интересный момент: даже если у такого человека и присутствует своя точка зрения на происходящее, то некритичность будет выражаться в том, что он своё мнение не озвучит – побоится осуждения.
6. Слабо развитая способность взаимодействовать с абстрактными понятиями.
Особенно важным критическое мышление становится тогда, когда речь идёт не о чём-то наглядном и понятном, а о более абстрактных вещах, которые нельзя пощупать. Если речь идёт, например, о литературе или философии, то от человека требуется способность строить логические рассуждения, задавать непростые вопросы и искать на них ответы. Поэтому людей с неразвитым критичным мышлением так редко интересуют «высокие» материи.
Критичность мышления – это норма для взрослого человека и зрелой личности.
Но часто происходят «сбои» в развитии. И это легко наблюдать: посмотрите, сколько людей слепо верят в те или иные идеи, не усомнившись в их достоверности.
А сколько раз вы сталкивались с бестактными вопросами, с той простотой, которая хуже воровства?
Кстати, то, что называют «праздным любопытством» – тоже симптом некритичности мышления. Это детям может быть «просто интересно». А взрослому эта самая критичность даёт возможность поставить себя на место другого, представить, что он чувствует, не причинит ли любопытство кому-то боль, насколько уместным будет вопрос.
В норме эти способности развиваются лет в семь.
Автор: Екатерина Оксанен
Источник: http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/75433/
© Shkolazhizni.ru
Автор: Екатерина Оксанен
Источник: http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/75433/
© Shkolazhizni.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев