Главная

Критическое мышление. Почему одни верят, а другие проверяют?

19 Январь, 2016 - 17:28 — Ладыжец
Люди всегда делились на тех, кто верит недостоверной информации, и на тех, кто во всём сомневается и ищет доказательств. Интернет, конечно, подлил масла в огонь, и теперь разница между этими категориями людей стала намного более явной.
Значит, самое время поговорить о критическом мышлении. 
 
Критическое мышление – это способность ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её, копаться в источниках (проверяя и их достоверность, разумеется), задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными.
 
Прежде чем принять что-то на веру, обладатели развитого критического мышления как следует изучат полученную информацию, устроят ей тест на научность и только после этого обрадуются новым знаниям.
 
Формируется критическое мышление ещё в дошкольном возрасте. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.



Проблема в том, что развитие критического мышления у ребёнка автоматически делает его неудобным для родителей и учителей. Ведь такой малыш, вместо того чтобы просто слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком трудно.

 
Если родители готовы терпеть неудобства, если они понимают колоссальную важность этого этапа, то, конечно, они будут тратить время и силы, отвечая на вопросы. Но давайте честно: сколько таких родителей? А сколько их было в авторитарном педагогическом прошлом нашей страны, когда считалось, что выделяться – плохо, а быть послушным – хорошо? А педагоги и по сей день отчитывают мам за излишнюю любознательность их детей.
Чтобы у ребёнка развивалась критичность мышления, важно, чтобы родители не только отвечали на его вечные «почему», но и задавали аналогичные вопросы самому ребёнку, общаясь и считаясь с ним как с человеком, имеющим собственное мнение.
 
Так он будет учиться аргументированно мыслить, вести диалог и осмысленно принимать решения. В результате он будет понимать, чего и зачем он хочет, научится слышать собственный голос, вместо того чтобы слепо следовать ожиданиям других и в 30–40 лет мучиться вопросами «Кто я?» и «Чего я хочу?».
 
Эти вопросы – самый настоящий персональный ад для тех, кто в детстве были послушными и удобными. Ведь эти люди угодили всем, по дороге потеряв самих себя. Интересно, что у многих таких людей критичность развита только в определённых сферах. Например, если в семье поощрялось интеллектуальное развитие ребёнка и научная достоверность его знаний, то он может быть достаточно критичен в отношении различных суеверий, но при этом он может быть не способен поставить под сомнение мнение самих родителей.
 
То есть в приметы человек не верит, но усомниться в мамином праве соваться в жизнь своих взрослых детей он не в состоянии. Если же взрослые вообще отмахивались от его «почемучек» и требовали молчаливого послушания, то критическое мышление у такого человека вообще будет развито слабо.
 
И проявляться это будет примерно так:
 
1. Склонность принимать на веру новую информацию. На самом деле такие люди обычно верят не всему подряд, а тем убедительно звучащим теориям и постулатам, которые приняты в обществе (в том обществе, в котором человек чаще всего находится) и/или выглядят как научные.
2. Неспособность аргументировать свою позицию. Иллюстрация: – Надо выйти замуж и родить двух детей. – Зачем надо и кому? – Надо. Занавес.
3. Отсутствие способности к рефлексии. Проще говоря, навык самонаблюдения развит слабо. Такой человек с трудом может наблюдать за собственными действиями и чувствами, а тем более – их анализировать и замечать собственные ошибки.
4. Невозможность принять на себя ответственность. Что логично. Если человек не в состоянии понять собственной роли в происходящем, то он и ответственность за это нести не будет – не он же виноват.
 
Кстати, это очень видно в обучении: критическое мышление позволяет человеку вынести для себя что-то полезное из любого знания, пусть и самого бредового. А вот некритичные люди не могут применить даже самые ценные сведения.
 
5. Зависимость от мнения окружающих. Критичное мышление подразумевает способность мыслить самостоятельно, анализировать и делать выводы. Но если самому никак, то нужна постоянная опора – костыли в виде чужого мнения. Такие люди делают то, что модно, и думают так, как принято думать. Но и тут тоже есть интересный момент: даже если у такого человека и присутствует своя точка зрения на происходящее, то некритичность будет выражаться в том, что он своё мнение не озвучит – побоится осуждения.
 
6. Слабо развитая способность взаимодействовать с абстрактными понятиями.
Особенно важным критическое мышление становится тогда, когда речь идёт не о чём-то наглядном и понятном, а о более абстрактных вещах, которые нельзя пощупать. Если речь идёт, например, о литературе или философии, то от человека требуется способность строить логические рассуждения, задавать непростые вопросы и искать на них ответы. Поэтому людей с неразвитым критичным мышлением так редко интересуют «высокие» материи.
 
Критичность мышления – это норма для взрослого человека и зрелой личности.
 
Но часто происходят «сбои» в развитии. И это легко наблюдать: посмотрите, сколько людей слепо верят в те или иные идеи, не усомнившись в их достоверности.
А сколько раз вы сталкивались с бестактными вопросами, с той простотой, которая хуже воровства?
Кстати, то, что называют «праздным любопытством» – тоже симптом некритичности мышления. Это детям может быть «просто интересно». А взрослому эта самая критичность даёт возможность поставить себя на место другого, представить, что он чувствует, не причинит ли любопытство кому-то боль, насколько уместным будет вопрос.
 
В норме эти способности развиваются лет в семь.



Автор: Екатерина Оксанен 

Источник: 
http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/75433/

© Shkolazhizni.ru


 
  • Публикации о рекламе
  • Войдите на сайт для отправки комментариев
 

Питание-Здоровье-Жизнь

  • Сборник статей
  • В помощь к уроку здоровья
  • Дискуссионная площадка
  • Диеты
  • Продукты
  • Физическое здоровье
  • Психологическое здоровье
  • Гигиена
  • Мусорная еда
  • Полезные рецепты
  • Полезные ссылки
  • Термины и определения

Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо!

Пришвин М. М.

Потребительский выбор - Здоровье - Жизнь

  • Видео в помощь учителю
  • Сборник статей
  • Публикации о рекламе
  • Рекламные ролики против ЗОЖ
  • Креативная реклама
  • Практика Новосибирского УФАС
  • Федеральный закон «О рекламе»
  • Методические разработки
  • Термины, понятия и определения




Сайт создан при поддержке НП "СФЦОП" и НП "Здоровое питание - здоровье нации"
Мнение редакции интернет-проекта может не совпадать с мнением авторов статей
Яндекс.Метрика
Автор Ладыжец В.В.



  • КИНОФЕСТИВАЛЬ
  • СПОНСОРЫ
  • ЭКСПЕРТЫ
  • СТРАТЕГИЯ ВОЗ
  • ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ-ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
  • ПОДДЕРЖКА
  • НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  • ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
  • КОНТРОЛЬ ПИТАНИЯ