«Если ты встал из-за стола с чувством легкого голода - ты наелся; если ты чувствуешь себя сытым - значит, ты переел; если ты - объелся, - значит, ты отравился»
Зарубежный опыт реформирования системы школьного питания
В большинстве западных развитых странах, вопрос обеспечения качественным питанием школьников и дошкольников приравнивается к вопросу национальной безопасности государства. Очевидность зависимости состояния здоровья детей от их способности в будущем реализовывать детородные функции, обеспечивая демографический рост и пополнять ряды вооруженных сил, обеспечивая обороноспособность страны, была признана в странах Западной Европы, в США еще в конце 19 века.
В большинстве современных стран мира с развитым государственным социальным обеспечением, таких как Швеция, Дания, Германия, Финляндия, государственные дотации могут составлять до 80% стоимости школьного рациона. Ни в одной из этих стран груз финансового обеспечения питанием ребенка не перекладывается полностью на государство. В финансировании школьных ланчей участвуют родители, но качество услуги питания, предоставляемой ребенку несопоставимо выше, чем в странах Восточной Европы и в России. В этой связи, очевидность необходимости выделения средств из семейного бюджета для питания школьника не представляет сомнений у родителей.
Исторически, вопросы организации школьного питания на государственном уровне впервые были подняты в середине 19 века в Великобритании. Уже тогда было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. Однако реальная обеспокоенность правительственных чиновников Туманного Альбиона о питании школьников и подростков возникла лишь после Англо-бурской войны 1899 года, когда выяснилось, что каждый третий молодой человек, призываемый или добровольно ушедший в армию, оказался больным или физически не способным участвовать в боевых действиях.
В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием. В 1939 году многие школьники, причем в основном из бедных семей, стали получать бесплатные завтраки за счет выделенных на эти цели государственных средств.
С 1940 года правительство Объединенного Королевства стало рассматривать школьное питание как одну из обязательных составляющих мобилизационных мероприятий в подготовке страны на случай возникновения военных конфликтов. Как результат - к моменту завершения второй мировой войны ежедневно более 1,6 млн. школьников получали бесплатные завтраки (в 10 раз больше по сравнению с 1939 годом). Из этого числа 15% завтраков были полностью бесплатными, все расходы оплачивало государство.
К 1951 году уже 49% школьников получали бесплатные завтраки, а 84% школьников получали бесплатный стакан молока. Тогда типичная диета английского подростка включала в себя зерновые мюсли, яйцо, хлеб и масло на завтрак, мясо, картофель, овощи и пудинг - на ланч, хлеб с маслом, джем, пирожок или печень - на полдник; молоко - на ночь. Среди овощей и фруктов наиболее популярными были клубника, ревень, свежий горошек, латук, томаты.
В начале 70-х годов в Великобритании сложилась полноценная система школьного питания, которая была недорогой и охватывала большинство школьников. А для детей с низким уровнем семейного дохода она была полностью бесплатной.
Однако в 1979 году после прихода к власти правительства консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер отношение к школьному питанию резко изменилось. Участие государства в организации школьного питания посчитали бюрократическим и затратным мероприятием. «Только частные компании способны выполнять эту функцию более эффективно и с меньшими расходами», - писали газеты того времени. В результате в течение последующих десяти лет тысячи британских школьников потеряли свою привилегию получать бесплатное питание.
Анализ рациона питания подростков, проведенный в 1997 году, показал, что потребление сахара увеличилось, по сравнению с 1980 годом на 30%. Две трети детей стали регулярно и в значительных количествах употреблять белый хлеб, чипсы, сладости, сладкие газированные напитки и меньше есть свежие овощи и фрукты (50% от рекомендованного количества). К январю 2000 года лишь 44% английских детей получали школьное питание (почти на 25% меньше, чем 1979 году). Из 3,76 миллиона детей из семей с низким доходом лишь каждый третий в это время получал бесплатный второй завтрак. При этом пища школьников оказалась дефицитной по множеству микро- и макронутриентов.
У детей резко возросло число заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, новообразований, увеличился риск развития остеопороза. Англичане стали самой «полной» нацией в Европе, повышенный вес имели 17% мужчин и 20% женщин, количество детей с ожирением увеличилось вдвое.
В последние 3-4 года в Британии резко активизировали работу по восстановлению утраченных позиций. Началось возрождение традиций обеспечения английских школьников горячей и здоровой пищей.
Сегодня около половины школьников Великобритании получают горячее питания на платной и дотационной основе. Результаты последних социологических опросов весьма показательно демонстрируют отношение современной молодежи к процессу питания в школе, который воспринимается последними не только как процесс приема пищи, но и как возможность дополнительной социализации в среде молодежи.
С целью выявления участившихся случаев массового отказа старших школьников от питания в школьных столовых Правительство Великобритании инициировало телефонный опрос. Компания Carrick James Market Research была приглашена в качестве телемаркетингового оператора для опроса фокус-группы из 502 старших школьников в возрасте от 11 до 16 лет. Все респонденты являлись учениками английских школ, сам опрос проводился в период с 25 апреля по 12 мая 2007 года. Выборка была сделана с учетом социального, полового и географического признаков.
По результатам опроса, боле половины (56%) школьников приобретали еду в школьных буфетах за карманные деньги, и только 1% учеников пользовался системой покупки школьных рационов по предоплате (организованное питание).
Ровно 329 учеников (66%) сообщили о том, что не всегда пользуются услугами школьного буфета или столовой, а чаще берут с собой обеды, приготовленные родителями дома. 11% учеников утверждают, что всегда покупают обеды в школьной столовой. Всего несколько учеников сообщили, что обедают дома, пользуются услугами близлежащего продуктового магазина или покупают обеды в вендинговых автоматах.
Те опрошенные, которые заявили о том, что приносят обеды из дома, обозначили главную причину отказа от услуг школьной столовой, как «неудовлетворительное качество школьных обедов». Другими причинами были названы «бедный выбор в меню» и «однообразие в меню». Такое же количество опрошенных высказались, что еда была «не слишком здоровой», «слишком здоровой» и «слишком скучной» соответственно.
Другие причины, объясняющие нежелание школьников питаться в школьной столовой были обозначены как «отсутствие места где употребить пищу» или «неприятная атмосфера/обстановка в столовой». Так же были названы такие причины как шум, гам и большое скопление сверстников.
Около одной пятой учеников назвали социальные причины, такие как "мои друзья тоже не едят в школьной столовой», «для нас это шанс вырваться из школы в перерыв», «нам хочется побыть на воздухе», «мне неудобно при всех есть домашний обед, упакованный родителями». Одна четвертая нерегулярно питающихся в столовой, утверждают, что школьные обеды им не по карману.
Одной из основных причин воздержания от питания в школьной столовой была названа почти всеми респондентами - высокая стоимость обедов.
Наиболее частые высказывания о предполагаемых и возможных улучшениях: «лучшее качество еды», «больший выбор», «более здоровая пища» и «больше салатов». Группа 11 и 12-летних школьников высказалась о том, что процесс питания плохо организован. Были перечислены: отсутствие свободного пространства, возможности общаться во время приема пищи.
Большинство учеников тратят на обед сумму в £1.17. (около 56 рублей). Около трети школьников тратят £1.88 (около 80 рублей). Средний чек в столовой колеблется от £1.50 до £2.00 у учеников 15 - 16 лет.
- Больше половины опрошенных (60%) тратят деньги на обеды, выдаваемые им родителями, около 12% тратят собственные карманные деньги и около 25% тратят деньги из обоих источников;
- Самым главным мотивирующим побуждением идти на обед, экспертами было признано стремление школьников социологизироваться, особенно среди старших школьников;
- Большая перемена в 51 минуту была названа слишком длинной для обеда двумя третями опрошенных. Более половины из тех, кто обедает на перемене длиной в 30 минут, сказали, что данного времени не достаточно. 21% счел недостаточным временем для обеда часовую перемену;
- 25% учеников подтвердили, что к их мнению прислушиваются при формировании меню, тогда как 51% учеников утверждают, что формирование меню - исключительная прерогатива школьного руководства. Около 28% опрошенных вообще не знают, кто составляет школьное меню;
- На вопрос о том, какое одно главное улучшение вы хотели бы сделать в своей столовой, поступало большинство ответов, связанных с эмоциональным восприятием процесса приема пищи. Так же назывались улучшения в еде, восполнение отсутствующих столов, стульев, приборов, чистота, качество обслуживания. При появлении возможности выбрать варианты ответа появлялось большее побуждение. Так, например, около 29% называли среди прочих улучшений, улучшения качества еды, атмосферы и обстановки, тогда как ранее об этом упомянули только 14% опрошенных. Около двух третей опрошенных подростков посчитали, что привлечение учеников к вопросу украшения столовой, выбора музыкального сопровождения позволит им чувствовать себя лучше в стенах предприятия питания.
Результаты опроса
Респонденты
Выборка из 502 учеников 249 мальчиков и 249 девочек. В равных пропорциях ученики в возрасте 11-12 лет, 13-14 лет и 15-16 лет
Типы блюд, пользующиеся наибольшей популярностью
- 43% учеников приобретают сендвичи и снеки
- 41% учеников приобретают готовые кулинарные блюда
- На первом месте в рейтинге популярности - паста и блюда из макаронных изделий (среди горячего), пицца
- Около 56% опрошенных являются постоянными покупателями салатов
- Около 56% опрошенных покупают горячую еду «время от времени» и оставшаяся часть учеников потребляет горячие обеды каждый день
- Около 84% опрошенных приносят с собой обеды из дома
- Только 3% детей из общего числа покупают еду в третьих местах (не в школьной столовой и не приносят из дома).
- Около 20% опрошенных, питающихся в столовой периодически заявили, что готовы питаться в школе, если стоимость рационов станет ниже.
- 11% назвали причину «возвращения» в столовую - улучшение качества пищи
- Для 45% опрошенных самое главное при посещении столовой - возможность социологизироваться. Данный процент выше у девочек и увеличивается с увеличением возраста школьника
Улучшение качества пищи явилось значимым для 24% опрошенных.
Телефонный опрос, проведенный английскими коллегами, очень наглядно подтверждает собственные наблюдения авторов НИР при обследовании школ во многих регионах России. Процесс питания воспринимается детьми не только с точки зрения удовлетворения физиологической потребности в пище, но и с точки зрения возможности получения психологической разрядки, смены деятельности, ухода от навязчивого контроля взрослых. Исследование явно показало несколько наиважнейших аспектов питания детских коллективов, оказывающих демотивирующее воздействие на сознание ребенка:
- Недостаток времени для приема пищи
- Неприятная, отталкивающая атмосфера в столовой
- Наличие страхов перед необходимостью принимать пищу публично, в тесноте, в шумном и душном помещении
- Неудовлетворенность от исключения из процесса принятия самостоятельного решения о выборе предпочтений
- Желание в процессе приема пищи «не выделяться», подражать друзьям и сверстникам
- Стремление к социализации, к удовлетворению эмоциональных ожиданий от общения (события: приема пищи, перемены)
Для детей перемена для приема пищи - это особый ритуал. Он позитивен в априори. Это симбиоз восприятия окружающего пространства всеми органами чувств. В рамках данного исследования имеет смысл вводить понятие «атмосфера детского питания». Формирование такой атмосферы и управление восприятием этой атмосферы может стать эффективным механизмом воздействия на разрушение детских стереотипов о правильном питании, в общем, и школьном питании в частности.
В США на протяжении нескольких десятилетий существенную роль в организации школьного питания занимала активная позиция по этому вопросу многочисленных женских организаций.
В настоящее время почти половина школьников (27 млн.) в рамках Федеральной программы «Школьный ланч» ежедневно получает бесплатный обед. Каждый десятый школьник (около 8 млн.) получает бесплатный завтрак по Федеральной программе «Школьный завтрак», а молоко является обязательным компонентом питания школьников. Эти две программы реализуются в 99 800 государственных и частных (некоммерческих) школах Америки.
Каждые пять лет система школьного питания подвергается аудиту на предмет его структуры и соотношения в пищевом рационе белков, углеводов, жиров, калорийности. Согласно последним рекомендациям еда детей в американских школах должна обеспечивать 1/3 потребностей в белке, витаминах А, С, железе, кальции и калорийности (не более чем 30% калорий за счет жира).
К тому же в Соединенных Штатах существует Федеральная программа «Питание детей в летних лагерях». В Федеральной программе для малообеспеченных семей имеется специальный раздел по питанию детей-школьников.
Суммарно на бесплатное питание по всем указанным четырем программам в США выделяется порядка 12 миллиардов долларов в год. В 2003 году две трети расходов ушло на обеспечение детей мясом и молоком, чуть больше одной четверти - на закупку фруктов и овощей, преимущественно консервированных или замороженных.
Увы, подобный перечень продуктов постоянно подвергается критике, поскольку согласно современным рекомендациям питание детей в школьном возрасте должно в основном включать цельные зерновые, натуральные фрукты, овощи, умеренное количество мяса, рыбу, молочные продукты и бобовые.
Методология планирования меню Американской национальной программы школьных обедов
Американское законодательство определяет школьные обеды, как «безопасные для здоровья и полезные для развития детей». В этой связи все школьные рационы любого из штатов страны должны соответствовать жестким требованиям специалистов, отраженных в «Руководствах по диетологии для американцев» (Dietary Guidelines for Americans).
Данные руководства определяют разнообразие пищевых рационов, степень присутствия в них фруктов и овощей, определяют рекомендованное содержание сахаров и солей, рекомендуют принципы питания с содержанием менее 30% калорий, полученных от жиров и менее 10% калорий, полученных от насыщенных жиров. Кроме того, обеды и завтраки должны содержать не менее 1/3 суточной потребности ребенка в протеинах, железе, кальции, витаминах А и С. Американские ученые совместно с приглашенными зарубежными коллегами разработали четыре подхода в формировании школьных рационов. Специалисты по школьному питанию (операторы ШП) сами вольны выбрать любой из четырех подходов.
«Традиционный метод», основанный на выборе продуктов питания
Согласно традиционному подходу, школьный оператор должен приготовить 5 блюд из 4 видов продуктов. Этими видами продуктов являются: мясо или мясосодержащие продукты, овощи и/или фрукты, зерновые/хлебобулочные изделия и молочные продукты. Минимальные размеры порций определяются согласно возрастным группам школьников.
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ РАЦИОНОВ
МИНИМАЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ (ВЕСА)
РЕККОМЕНДОВАННЫЕ ОБЪЕМЫ
ТИПЫ ПРОДУКТОВ И ИНГРЕДИЕНТОВ
ГРУППА 1 ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ
ГРУППА 2
ВОЗРАСТ6-7 ЛЕТ
ГРУППА 3
ВОЗРАСТ
7-8 ЛЕТ
ГРУППА 4 ВОЗРАСТ
8-12 ЛЕТ
ГРУППА 5
ВОЗРАСТ
12-16 ЛЕТ
Молоко (в качестве напитка)
170 грамм
170 грамм
226 грамм
226 грамм
226 грамм
Постное мясо, курица или рыба
28,3 грамма
42,45 грамм
42,45 грамм
56,6 грамм
84,9 грамм
Альтернативные продукты протеиносодержащие
28,3 грамма
42,45 грамм
42,45 грамм
56,6 грамм
84,9 грамм
Сыр
28,3 грамма
42,45 грамм
42,45 грамм
56,6 грамм
84,9 грамм
Крупное куриное яйцо
14,15 грамма
21,22 грамма
21,22 грамма
28,3 грамма
42,45 грамма
Каши или вареный горох
¼ стакана
3/8 стакана
3/8 стакана
½ стакана
¾ стакана
Арахисовое масло или другие ореховые или семенные масла
2 ст. ложки
3 ст. ложки
3 ст. ложки
4 ст. ложки
6 ст. ложек
Йогурт несладкий или сладкий, сливочный или ароматизированный
½ стакана
¾ стакана
¾ стакана
1 стакан
1½ стакана
Йогурт несладкий или сладкий, сливочный или ароматизированный
14,15 грамма
21,22 грамма
21,22 грамма
28,3 грамма
42,45 грамма
Данные продукты могут использоваться вместе с мясом, рыбой в процентном соотношении не более 50% от общей массы готового продукта:
Арахис, семена, лесные орехи, крупы в пропорции (28,3 грамма крупы на 28,3 грамма мяса, птицы или рыбы)
=50%
=50%
=50%
=50%
=50%
Фрукты и овощи
100 грамм
100 грамм
100 грамм
75 грамм
75 грамм
Хлебобулочные изделия или выпечка (должны быть цельно зерновые, грубого помола). Подача - кусочек хлеба или эквивалентная по массе выпечка или 0,5 стакана риса, макаронных изделий, каш
5 подач в неделю не менее 0,5 объема 2 подачи в день
8 подач в неделю исходя из 1 подачи в день
8 подач в неделю исходя из 1 подачи в день
8 подач в неделю исходя из 1 подачи в день
10 подач в неделю исходя из 1 подачи в день
Традиционный способ формирования рационов основан на нутриентных стандартах американских врачей.
«Увеличенный метод» основанный на выборе продуктов питания
Согласно данному методу в рационах увеличиваются калории, с помощью использования низко жирных источников. Пять компонентов рациона сохраняются, но увеличивается масса подачи фруктов и овощей и углеводсодержащих круп, хлебобулочных изделий.
«УВЕЛИЧЕННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ РАЦИОНОВ»
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ТИПЫ ПРОДУКТОВ И ИНГРЕДИЕНТОВ
ГРУППА 1 ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ
ГРУППА 2
ВОЗРАСТ6-7 ЛЕТ
ГРУППА 3
ВОЗРАСТ
7-8 ЛЕТ
ГРУППА 4 ВОЗРАСТ
8-12 ЛЕТ
ГРУППА 5
ВОЗРАСТ
12-16 ЛЕТ
Молоко (в качестве напитка)
170 грамм
170 грамм
226 грамм
226 грамм
226 грамм
Постное мясо, курица или рыба
28,3 грамма
42,45 грамма
42,45 грамма
42,45 грамма
42,45 грамма
Альтернативные продукты протеиносодержащие
28,3 грамма
42,45 грамма
56,6 грамм
56,6 грамм
42,2 грамма
Сыр
28,3 грамма
42,45 грамма
56,6 грамм
56,6 грамм
42,45 грамма
Крупное куриное яйцо
1/2
3/4
1
1
3/4
Каши или вареный горох
1/4 стакана
3/8 стакана
1/2 стакана
1/2 стакана
3/8 стакана
Арахисовое масло или другие ореховые или семенные масла
2 стол. ложки
3 стол. ложки
4 стол. ложки
4 стол. ложки
3 стол. ложки
Йогурт несладкий или сладкий, сливочный или ароматизированный
1/2 стакана
3/4 стакана
1 стакан
1 стакан
3/4 стакана
Данные продукты могут использоваться вместе с мясом, рыбой в процентном соотношении не более 50% от общей массы готового продукта:
Арахис, семена, лесные орехи, крупы в пропорции (28,3 грамма крупы на 28,3 грамма мяса, птицы или рыбы)
14,5 грамм
=50%
21.22 грамма
=50%
28,3 грамма
=50%
28,3 грамма
=50%
21.22 грамма
=50%
Фрукты и овощи
100 грамм
100 грамм
75 грамм и еще 100 дополнительных грамм в течение недели
100 грамм
75 грамм
Хлебобулочные изделия или выпечка (должны быть цельно зерновые, грубого помола). Подача - кусочек хлеба или эквивалентная по массе выпечка или 0,5 стакана риса, макаронных изделий, каш
5 подач в неделю не менее 0,5 объема 2 подачи в день
8 подач в неделю не менее 1 объема 2 подачи в день
12 подач в неделю не менее 1 объема подачи 1раз в день
15 подач в неделю не менее 1 объема подачи 1раз в день
10 подач в неделю не менее 1 объема подачи 1раз в день
Стандартный нутриентный подход в формировании рационов
Нутриентный подход в формировании рационов ("NuMenus") - это система планирования рационов, основанная на компьютерной калькуляционной программе, которая просчитывает нутриентный состав блюда автоматически при вводе данных о составе меню. В России такая программа разработана компанией «РСТъ» (www.pct.ru) корпорации «MAGNAT».
Ассистирующий подход в формировании рационов
Данный подход предполагает участие медицинских специалистов, диетологов, педиатров, иммунологов и аллергологов отдельного штата или города в консультировании оператора в выборе конкретного меню, учитывая сезонную доступность тех или иных видов продуктов питания, климатические особенности региона или физиологические особенности состояния здоровья детей, выявленные в ходе мониторинга состояния их здоровья.
МИНИМАЛЬНЫЙ КАЛОРИЙНЫЙ И НУТРИЕНТНЫЙ СОСТАВ ШКОЛЬНЫХ ОБЕДОВ
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОПЦИОНАЛЬНО
НУТРИЕНТНЫЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕКИЙ СОСТАВ
Начальные классы
Средние классы
Старшие классы
Средние классы
Энергия (калории)
517
664
825
633
Общее количество жиров (в проценте от общей ценности рациона)
1
1, 2
2
1, 2
Насыщенный жир (в проценте от общей ценности рациона)
1
1, 3
3
1, 3
Протеины (грамм)
7
10
16
9
Кальций (мг)
267
286
400
267
Железо (мг)
3.3
3.5
4.5
3.3
Витамин А (RE)
150
224
300
200
Витамин С (мг)
14
15
18
15
1 Руководства по диетологии США рекомендуют для детей в возрасте от 2 лет внедрять диетическое питание очень постепенно, тогда как для детей в возрасте от 5 дет и выше в составе рациона не рекомендуется присутствие более 30 калорий от жиров
2 Не превышать 30 % в рационе в течение недели
3 Менее 10% в течение недели
В апреле 2005 года в России стартовала программа «Школьное молоко». Школьникам (преимущественно ученикам начальных классов) ежедневно дают стакан молока, обогащенного витаминами и минералами. Главная задача программы - укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.
За рубежом дети получают молоко, обогащенное витаминами А, С, Е, а также кальцием, йодом, селеном уже много лет.
В Китае «Школьное молоко» стартовало в 2001 году. Несмотря на огромное количество населения страны, каждый китайский ребенок ежедневно получает стакан этого напитка.
В США проект стартовал в 1988 году и финансируется из средств Министерства Сельского хозяйства США.
А в Таиланде проект «школьное молоко» запущен больше 20 лет назад. Еще в 1984 году указом короля Таиланда все школьники получили дополнительный рацион обогащенного витаминами напитка. Сегодня более 6 миллионов тайских школьников получают молоко ежедневно.
В Канаде данная программа носит название «Молоко Альберта». Любовь к молоку прививают очень интересным и необычным способом. Организаторы приходят в школу со своим талисманом - «говорящей» коровой и объясняют детям, как необходим им данный продукт.
В Чехии более 70% учеников начальных классов предпочитают молоко другим напиткам при выборе меню в школьной столовой. Программа полностью субсидируется государством.