Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно быть и всем хорошо!
I Областной педагогический конкурс "Урок здоровья"
Образовательный Интернет-проект «Здоровье детей в руках взрослых»
«…Ценить прекрасное, отдавать всего себя чему-то,
оставить мир после себя чуть- чуть лучше,
хотя бы на одного здорового ребенка, знать,
что хотя бы одному человеку на Земле
стало легче дышать от того, что ты жил…».
Р. Эмерсон
- Победители в номинации «Урок Здоровья» (для категории учащихся от 7-до 10 лет)
- Победители в номинации «Урок Здоровья» (для категории учащихся от 11-до 14 лет)
- Победители в номинации «Урок Здоровья» (для категории учащихся от 15 до 18 лет)
2010 год в РФ - Год УЧИТЕЛЯ. Тем самым роль и значимость профессии педагога в шкале государственных приоритетов поставлена на первое место.
Кроме новаторских достижений в преподавании своей дисциплины, формирования самых высоких ценностей и развития личностных качеств учащихся, учитель должен сегодня быть одновременно и примером здорового образа жизни.
Человек часто добивается поставленных целей ценой здоровья. К сожалению, самой главной составляющей человеческого благополучия - здоровью - уделяется в нашей жизни недостаточно внимания.
Авторы, пишущие на эту тему, включают в здоровый образ жизни разные аспекты, среди них:
- окружающая среда;
- отказ от курения, употребления наркотиков и алкоголя;
- питание;
- движение;
- гигиена;
- закаливание.
Но массовое представление о здоровом образе жизни чаще сводится лишь к отказу от вредных привычек.
Отношение к таким важным факторам здоровья, как гигиена и качественное питание, формальное. В образовательных учреждениях по-прежнему пищу для детей готовят в алюминиевых кастрюлях, заваривают чай на весь день, несмотря на то, что уже после 30 минут в чае начинаются окислительные процессы, и он становится опасным.
А как усваивают каноны здоровья студенты (вчерашние школьники) Медицинского университета? Наверняка им разъясняют главный постулат врача «Не навреди». Однако они, не стесняясь равнодушно проходящей профессуры, круглогодично курят на крыльце в перерывах между лекциями и наспех поедают хот-доги c шоколадными батончиками.
В конечном счете, каждый человек сам определяет свою судьбу. Поступать разумно - это значит поступать благоразумно и дальновидно. Этому нужно и можно научиться. Только с помощью какой педагогики? Какие кардинальные педагогические аргументы будут работать на восстановление растраченного здоровья ребенка? Ведь если не заговорим об этой проблеме сегодня, потеряем здоровье еще одного поколения!
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Пока человек серьезно не заболеет, он, к сожалению, не задумывается об ограниченных ресурсах своего здоровья.
"Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвинуть гибель, продлить краткую человеческую жизнь", - утверждал Парацельс.
XXI век станет решающим в развитии человечества. Загрязненная окружающая среда, дефицит (из-за интенсивного истощения сельскохозяйственных почв) в пище необходимых минералов и витаминов, изменение в структуре потребления человеком натуральных продуктов питания - факторы, напрямую влияющие на состояние здоровья и продолжительность жизни.
На Западе уже давно стартовала кампания за здоровое питание детей, там запрещают рекламу нездоровой пищи для детей, невзирая на бизнес-лоббирование. Наши же дети испытывают маркетинговую агрессию производителей нездоровой пищи, не нарушающих при этом действующие законы.
В «Глобальной стратегии ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья» (2003 г.) говорится: «Надлежащая основа для действий определяется знаниями населения о зависимости между рационом питания и здоровьем».
В России на Федеральном уровне разработана программа «Здоровое питание – здоровье нации». Её внедрение в Сибирском регионе осуществляет Сибирский федеральный центр оздоровительного питания (НП «СФЦОП»).
Концепция Программы исходит из положения, что оздоровительное питание является условием выживания человека в экологически неблагоприятной среде, что зачастую современный человек не умеет правильно питаться, у него нет необходимых знаний о роли питания в формировании и поддержании здоровья, жизнеспособности, долголетия; нет должной культуры питания.
По мнению ученых, главными причинами проблем со здоровьем являются НЕВЕЖЕСТВО в самом широком смысле слова; нарушение гармонии внутреннего мира человека с окружающим миром; неправильное, несбалансированное, порой просто опасное питание; нездоровый образ жизни; недостаток или избыток веса (чем страдает огромное число людей на планете). В рейтинге хронических болезней школьников на 1 место вышли болезни органов пищеварения.
Современная школа нуждается в новых, научно-обоснованных, здоровьеразвивающих технологиях, обеспечивающих устойчивые компетенции в вопросах безопасности питания: гигиенические, культурные, правовые, потребительские.
Сибирский федеральный центр оздоровительного питания с 2009 года реализует образовательный проект «Здоровье детей в руках взрослых».
На сайте проекта WWW.ZDOROVIEDETEY.RU представлен учебный курс «ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЬЕ - ЖИЗНЬ», конкурсы для учителей и учащихся. В интерактивном режиме можно задать вопрос специалистам НП «СФЦОП» («вопрос - ответ»). Открыта Дискуссионная площадка по проблемам просвещения и поиска инновационной модели «Здоровьеразвивающий образовательный процесс на уроке» - форум по обмену педагогическим опытом.
Противостоять губительному воздействию рекламы на детей, развить устойчивые навыки здорового питания и здорового образа жизни возможно только совместными усилиями педагогического сообщества и ученых - практиков.