У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда - есть все.
Намерения или реальность?
В Новосибирской области в течение последних нескольких лет (с 2008 года) инициативной группой «Общественный товарный контроль» (ОТК) проводились работы по развитию общественно-государственного контроля в Новосибирской области. Порядок данной деятельности определен федеральным законодательством, а необходимость развития общественно-государственного контроля неоднократно озвучивалась Президентом РФ Д.А. Медведевым.
В работе инициативной группы «ОТК» принимают участие общественные организации, независимые экспертные организации, депутаты Государственной Думы, Законодательного собрания Новосибирской области, городского Совета депутатов и др.
По инициативе общественных организаций, депутатов, были проведены независимые экспертизы мясных продуктов (колбасы, пельмени, сосиски) и мяса птицы. Молочных продуктов (молоко, мороженое). БАД к пище, чая, кофе, хлебобулочных изделий. Бутилированной воды, водопроводной воды районов г. Новосибирска и Новосибирской области, кваса, пива. Плодово-ягодной продукции (арбуз, черешня, клубника, персики, нектарины, помидоры, огурцы, яблоки).
Из 115 проведенных независимых экспертиз в 41 случае (то есть в 35%) были выявлены нарушения нормативных требований, низкое качество медико-биологической, пищевой ценности продуктов.
Так, например, в 16 видах колбасных изделий было обнаружено ДНК сои, которой в такой продукции быть не должно; в составе пельменей также была выявлена соя, хотя на этикетке не было никакой информации о содержании растительного белка. Кроме того, в ряде колбасных изделий, пельменях было обнаружено большое количество соединительной ткани, хрящей, вместо полноценного мяса.
В питьевом молоке были обнаружены признаки молока, восстановленного из сухого, которого не должно быть в составе данного продукта. Была выявлена низкая медико-биологическая ценность 1 наименования бутилированной воды, 3 видов кофе, 4 – пива. Результаты независимой экспертизы обнаружили в трех образцах охлажденной курицы многократное превышение условно-патогенной микрофлоры.
С целью соблюдения прав потребителей, права человека на здоровье и жизнь, организаторы общественно-государственного контроля широко информировали население о полученных результатах, проводились пикеты, велась просветительская работа.
Для восстановления прав потребителей и законности, были поданы иски в суд. На сегодняшний день, действия ООО «Сибирский гурман», выпускавшего пельмени с соей без информирования об этом потребителя, признаны противоправными. Действия ООО «Карасукский мясокомбинат» по производству и реализации колбасы с содержанием сои также были признаны противоправными, и суд обязал данную организацию прекратить выпуск такой продукции без информирования об этом потребителей.
ООО «Сибирские мясные продукты» и ООО «Новониколаевские деликатесы» в ходе судебных процессов добровольно взяли на себя обязательства не выпускать колбасных изделий, в которых содержится соя, без информирования об этом потребителя. Повторные независимые экспертизы, проведенные в ходе судебных разбирательств, установили, что в продукции ООО «Сибирская продовольственная компания» не содержится соя, в отличие от ранее произведенной продукции, результаты экспертизы которой послужили основанием для обращения в суд.
По результатам экспертизы, показавшей многократное превышение содержания условно-патогенной микрофлоры в охлажденных курицах, также направлен судебный иск. Продолжаются судебные разбирательства по поводу качества продукции ООО «Торговая площадь».
В настоящее время готовятся судебные иски к торгующим организациям, в которых реализовывалась продукция, не соответствующая нормативным требованиям. Поскольку торгующая организация также несет ответственность за реализацию подобной продукции. Если предприятие розничной торговли не желает осуществлять входной контроль качества пищевой продукции, то будет справедливо разделить ответственность между недобросовестным производителем и торгующей организацией, не считающей важным заботиться о правах потребителей. Потребитель имеет право знать: за что, за какое качество он платит свои деньги, где он рискует своим правом на жизнь и здоровье.
В результате проведенной независимой экспертизы питьевой водопроводной воды, подаваемой централизованной системой водоснабжения в г. Черепаново, обнаружено превышение допустимой нормы содержания марганца более чем в 2 раза. Повышенное содержание марганца в воде может оказывать мутагенное действие на человека, привести к анемии, нарушению функционального состояния центральной нервной системы. Особенно опасны отравления марганцем во время беременности. Кроме того, при уровнях в системе водоснабжения, превышающих 0,1 мг/л, марганец приводит к появлению пятен на сантехническом оборудовании и белье, а также дает неприятный привкус напиткам. Присутствие марганца в питьевой воде может вызывать накопление отложений в системе распределения. Также обнаружено серьезное превышение содержания железа, показателей цветности, мутности. Данные результаты обескураживают, поскольку еще несколько лет назад были выделены очень большие федеральные средства для введения в строй станции обезжелезивания в г. Черепаново. Судя по всему, деньги давно «освоены». Однако жители г. Черепаново до сих пор вынуждены пить, по сути. «техническую», а не «питьевую» воду. И платить свои деньги за тот ущерб своему здоровью, который происходит отнюдь не по их вине.
По официальным заявлениям МУП «Горводоканал» г. Новосибирска, в Ленинском и Кировском районах города, с целью обеззараживания воды и уменьшения дозы хлора в питьевой воде, запущена в эксплуатацию дорогостоящая установка ультрафиолетового облучения. Однако, несмотря на официальные заявления, по данным независимой экспертизы содержание остаточного хлора в питьевой воде одинаковое в Ленинском районе (которому «повезло» с новой установкой) и Железнодорожном районе (в котором нет такой установки). А в г. Черепаново, рабочем поселке Маслянино содержание остаточного хлора даже ниже, чем в воде Ленинского района, в котором установлено дорогое оборудование, приобретенное за бюджетные средства. Стоят ли затраченных средств громкие заявления чиновников о том, как они заботятся о нашем здоровье за наши деньги?
В настоящее время по выявленным фактам депутатами, общественными организациями готовятся запросы в компетентные органы.
В процессе внедрения федерального законодательства в Новосибирской области участникам инициативной группы «ОТК» пришлось выслушать много угроз, побывать в областной прокуратуре по заявлению областных чиновников высокого ранга от сельского хозяйства, столкнуться с давлением правоохранительных и надзорных органов и другим противодействием.
Вызывает недоумение позиция Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, некоторых чиновников областной администрации, которые вместо конструктивного взаимодействия по внедрению федерального законодательства в области независимой общественной экспертизы, неоднократно становились на сторону производителей, чья недобросовестность впоследствии была установлена в судебном порядке; занимали агрессивную позицию по отношению к участникам независимой общественной экспертизы. В результате общественникам пришлось самостоятельно защищать права потребителей через суды, федеральную антимонопольную службу, которая установила нарушение действующего законодательства самим Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области, лоббирующего интересы отдельно взятых производителей.
Независимым экспертам пришлось разрабатывать новые методы исследования (например, был получен патент на метод определения сухого молока в готовом продукте). Например, впервые в России были разработаны правила стандартизации оценки качества, медико-биологической и пищевой ценности пищевых продуктов, одобренные потом техническим комитетом Национального органа по стандартизации РФ. Данные правила позволяют оценивать не только минимальные требования безопасности, но и пищевую ценность, пользу для здоровья, натуральность, полноценность пищевых продуктов.
Результаты и планы работы инициативной группы были доложены Общественной палате РФ, проведены семинары по обмену опытом в Москве, Кемерово, Томске и других регионах страны.
Результаты работы, направленной на повышение качества жизни, профилактику заболеваний, связанных с неполноценным, некачественным питанием высоко оценило Правительство РФ. Деятельность Центров оздоровительного питания признана Правительством РФ важным аспектом реализации государственной политики в области здорового питания (распоряжение Правительства РФ №1873-р от 25 октября 2010 «О концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2020 года»).
Уверены, что формирование цивилизованного рынка должно идти по пути, указанному руководством страны. В настоящее время в ряде регионов формируются модели общественно-государственного контроля, в том числе и в Новосибирской области. Уменьшение давления органов надзора на малый и средний бизнес должно сопровождаться эффективной независимой общественной экспертизой.
Общество имеет право знать, что действительно полезно для здоровья, а что нет, имеет право спрашивать с недобросовестных производителей и продавцов, имеет право на жизнь и здоровье. Иначе будет соблюдаться только одно право – право дельцов на прибыль.
Ассоциация субъектов малого предпринимательства Суварян А.М.; Новосибирский областной общественный фонд защиты прав потребителей Митрофанов Е.Б.; НП «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания» Новоселов Я.Б.; РОО «Родительский комитет» Кириллов В.В.; Депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Жирнов А.Г.. Контактный телефон: 8-913-949-53-40; 8-913-895-47-70.
- Войдите на сайт для отправки комментариев