Если вы будете работать для настоящего, то Ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее.
Глазные болезни и гигиена зрения
Иногда отставание школьника в учебе вызвано быстрой утомляемостью глаз при чтении. Причиной этого может быть зрительная астенопия, вызванная недостаточностью оптического или мышечного аппаратов глаз, Если глазные яблоки в длину несколько короче, чем необходимо внутриглазной мышце, чтобы настроить оптику глаза на различение книжного шрифта, приходится сильно напрягаться. Впрочем, и на улице этой мышце нужно усиленно работать, обеспечивая достаточную остроту зрения. Утомление этой аккомодационной мышцы; периодически отказывающейся работать, и воспринимается как общее зрительное утомление. Подобное состояние (гиперметропия, или дальнозоркость) не сопровождается обычно понижением остроты зрения. Назначение при этом очков с собирающими линзами не преследует цели улучшения ясности зрения, носить их рекомендуется постоянно лишь для восстановления полной работоспособности школьника, особенно при повышенных зрительных нагрузках.
Если при полном покое, скажем, в темноте, глаза ребенка несколько расходятся, вместо того чтобы стоять параллельно, при чтении избыточная нагрузка падает уже на те внеглазные мышцы, которые обеспечивают сведение зрительных осей обоих глазных яблок на одной и той же рассматриваемой в данный момент букве текста. Возникает уже так называемая мышечная астенопия. Подбор призматических очков полностью снимает избыточное мышечное напряжение и связанные с ним жалобы.
В редких случаях, когда оба эти недостатка сочетаются, при5егают к помощи комбинированных, сферо-призматических очков, которые выполняются по индивидуальным заказам.
Сходные жалобы могут возникать и при неправильном преломлении света оптическими средами глаз, так называемом астигматизме, нередко возникающем в подростковом возрасте. И в этом случае необходимо подобрать и постоянно носить специальные сферо-цилиндрические очки.
Может случиться так, что школьник пожалуется на ухудшение сумеречного зрения. Иногда это зависит от недостатка в рационе питания витамина А. Но чаще эта жалоба вызвана пигментной дегенерацией сетчатки. Развиваясь исподволь, эта болезнь глаз приводит к постепенному разрушению световоспринимающих клеток, причем острота зрения может долгие годы оставаться нормальной. Иногда болезнь замечается по второму главному признаку - сужению поля зрения со всех сторон даже в дневное время, в результате чего ребенок видит все так, как если бы он смотрел сквозь узкие трубки (затрудняется ходьба по лестнице, с опозданием замечается угроза, создаваемая транспортными средствами при переходе улиц, и т.п.). Медицина располагает средствами если не остановить, то хотя бы несколько задержать прогрессирование этого наследственно обусловленного заболевания глаз. Однако успех зависит от того, насколько своевременной будет помощь. Никогда не оставляйте без внимания жалобы ребенка на ухудшение ориентировки в пространстве, особенно в вечернее время.
Сужение поля зрения может быть симптомом и другого столь же опасного заболевания - юношеской глаукомы. Будучи связанной с врожденными недостатками строения путей оттока внутриглазной жидкости, эта относительно редкая болезнь приводит к периодическому или постоянному повышению давления в глазу. А это в свою очередь медленно, но неотвратимо разрушает зрительный нерв, лишая его полноценного питания вследствие сужения кровеносных сосудов. В отличие от детского возраста у подростков (как и у взрослых) глаукома не сопровождается медленным растяжением глазного яблока, заметить ее труднее. Характерны такие общие признаки, как периодическое ухудшение, "затуманивание" зрения, видение в дневное время радужных колец вокруг источника света, неопределенные боли в области глаз. Когда поле зрения уже сужено, трудно рассчитывать на особый успех лечения. Поэтому при перечисленных выше жалобах необходимо показать ребенка офтальмологу.
Глаза - это не изолированный орган, а часть целостного организма. Не случайно расстройством зрения, хотя поначалу и обратимым, у старших школьников могут начинаться такие общие заболевания, как рассеянный склероз, юношеская гипертония.
Особую проблему для подростков представляет близорукость (миопия). В очень редких случаях близорукость бывает "злокачественной", когда она в силу наследственного предрасположения прогрессирует в течение всей жизни и приводит к тяжелой инвалидности. Иное дело обычная, "школьная", часто встречающаяся у подростков миопия. О на не является заболеванием в полном смысле этого слова. Достигая к моменту начала полового созревания, как правило, весьма умеренных величин, "школьная" близорукость прекращает прогрессировать с завершением подросткового периода. Обычно ее удается преодолеть оптически с помощью очков со слабыми рассеивающими линзами (до 3 - 4 диоптрий).
Близорукость формируется в школьные годы преимущественно у тех подростков, органы зрения которых отличаются слабостью аккомодационной мышцы (врожденного или приобретенного характера). Будучи ослабленной, эта мышца при зрительной нагрузке легко приходит в состояние спазма, теряет способность расслабляться при взгляде вдаль - развивается "ложная близорукость". К сожалению, спазмы аккомодации склонны рецидивировать и, что самое важное, переходить в состояние истинной близорукости.
Диспансеризация подростка с близорукостью - это длительный, многолетний процесс. Необходимо приложить все усилия, чтобы школьника регулярно наблюдал один и тот же врач. Одни и те же медикаменты, одинаковые приборы и навыки их использования, наконец, одни и те же индивидуальные диагностические погрешности - все это повышает сопоставимость повторных результатов, делает выводы о динамике рефракции более четкими.
Поскольку общепринятой системы "лечения" близорукости нет, разумнее всего уповать на индивидуальную тактику врача по отношению к каждому конкретному случаю миопии. Но связывать "скачки" близорукости с какими-то периодами жизни или характером внешних условий, намечать разумную лечебную тактику, наконец, прогнозировать остановку процесса врач может лишь тогда, когда в его распоряжении будет рефракционный паспорт подростка с записью всех результатов предыдущих контактов с врачом.
Если ребенок обнаруживает наклонность к миопизации рефракции, надо ограничить его напряженную зрительную работу. Может быть, стоит пожертвовать вторым иностранным языком или музыкальной школой и на какой-то период вернуть ему детство - деревню летом, футбол и лыжи, многочасовые прогулки в лесу со сверстниками. И никаких книг, кроме обязательного школьного минимума! Никто не знает заранее, на каких цифрах остановится близорукость, не перейдет ли она рубеж между вариантом нормы и болезнью. И вообще очки украшают не всех, накладывая к тому же ограничения на целый ряд интересных профессий.
Физические упражнения по школьной программе не противопоказаны ученикам с начавшейся близорукостью. Всякие избыточные ограничения при этом вредны, но есть два обстоятельства, которые нужно учитывать обязательно. Во-первых, обычные (бьющиеся) очки опасны при работе на некоторых спортивных снарядах, при играх с мячом и др. Известны при меры тяжелых повреждений глаз осколками очковых стекол. А без очков острота зрения близорукого ребенка часто бывает недостаточной для правильного выполнения упражнения (например, при прыжке через коня, на турнике и т. п.). Поэтому из соображений безопасности близоруким детям нужно делать лишь такие физические упражнения, которые им по плечу без корректирующих очков, т.е. в условиях сниженной остроты зрения.
Во-вторых, при некоторых формах миопии, обычно средней или высокой степени, дегенеративные изменения в сетчатке и стекловидном теле делают их особо чувствительными к микротравмам, которые способны вызывать на первый взгляд совершенно неадекватные осложнения (например, разрыв сетчатки с ее отслойкой после прыжка со стула). Поэтому те подростки, у которых выявляются такие дегенеративные изменения в глазах, несомненно, нуждаются в освобождении от всех видов физкультуры, кроме специальной лечебной. Это в равной мере относится и к детям с иными, не миопическими, формами хронических заболеваний содержимого глазного яблока. Самое правильное вообще переводить таких подростков в специальные школы для слабовидящих. Существующий там оптимальный режим занятий и отдыха в сочетании с лечебными мероприятиями способствует тому, что дети получают среднее образование, не подвергая свой неполноценный орган зрения излишней опасности.
Что касается работы с книгой или иных видов домашних учебных занятий, то самое серьезное внимание родители должны обратить на следующие моменты.
Освещенность рабочего места должна быть достаточной (но не избыточной), чтобы не возникало необходимости наклонять лицо к книге ближе, чем на 30 см. В противном случае увеличивается привычный угол схождения зрительных осей обоих глаз; расположенные с височной стороны наружные мышцы глаза начинают оказывать излишнее давление на капсулу глаз, стремясь придать им вытянутую форму. Кроме того, возрастает и нагрузка на аккомодацию. Все это может вести к близорукости. При избыточной яркости источника света ребенок начинает щуриться, напряженные веки давят на глаз, несколько повышая внутри глазное давление. А это в свою очередь способствует периодическим микрорастяжениям глазного яблока, которые иногда закрепляются, сдвигая рефракцию также в сторону близорукости. Попробуйте незаметно понаблюдать за тем, как читает ваш ребенок книгу. Если он держит ее достаточно далеко и не щурится, можете считать, что освещенность хорошая.
Положение книги. При чтении сидя книгу желательно располагать на столе в наклонном положении (при помощи подкладок или специальной подставки). Это же относится и к тетради, но здесь подставка должна быть достаточно прочной и устойчивой. Лежащая строго горизонтально книга вызывает желание помещать голову над текстом, т.е. смотреть сверху вниз, а "отвисание" глазных яблок нежелательно.
Неблагоприятно для глаз из-за застоя крови в области головы и чтение лежа на животе. Иной механизм вредности в чтении лежа на спине. В этой позе мы удерживаем книгу ниже, чем требуется для естественного "прямого" положения взора. Глаза приходится отклонять необычно сильно вниз, что может приводить к некоторому сплющиванию их растянутыми верхними мышцами. Если уж так складываются обстоятельства, что читать приходится только лежа, надо пользоваться специальными отклоняющими призматическими очками.
Просмотр телепередач и DVD-фильмов должен быть ограничен, так как, отрывая подростков от здорового подвижного отдыха, телевизор (компьютер, кстати, тоже)вносит свою лепту в формирование близорукости. А если смотреть передачи без перерывов, да еще с близкого расстояния и в темноте, то их воздействие несомненно будет вредным.
Обратим внимание родителей на такие вопросы: как читать и пользоваться телевизором при близорукости - в очках или без них? Перегружать ослабленную аккомодацию близоруких не стоит. Поэтому при слабой миопии, о которой и идет речь, читать лучше без очков, а смотреть телевизор, как и кино, - в очках для дали. Но садиться нужно и в кинотеатре, и дома достаточно далеко от экрана: от телевизора по крайней мере в 4 - 5 м.
Очки подбирают под атропином, чтобы случайно не закрепить сопутствующий спазм аккомодации. При миопии очки назначают чуть слабее тех, которые обеспечивают полную остроту зрения. Для занятий в школе показаны "двойные" очки, причем нижняя часть их (для близи) иногда оснащается еще и призмами. Можно просто изготовить очки без оправы со срезанными в нижней трети стеклами. На доску ученик будет смотреть сквозь корригирующие стекла, а на книгу или тетрадь - "под очки".
Особое внимание следует уделять размеру и положению оправы на лице. Оправа хороша, если очковые стекла при нормальной постановке головы и взгляде прямо вперед располагаются своими центрами против центра зрачков ребенка.
Как относиться к различным особым очкам, в том числе к контактным линзам? Существуют оптические стекла, изготовленные из особо прочного, закаленного материала. Применение их в очках для подростков, особенно мальчиков, по понятным причинам крайне желательно. А вот столь же прочные, но пластмассовые очковые линзы малопригодны, так как пластмасса легко царапается и требует повышенной осторожности в обращении. Затемненные стекла безвредны.
Существуют специальные сферо-призматические очки для "стабилизации близорукости", однако их эффективность еще не доказана. Не стоит подбирать подросткам без крайней нужды и контактные линзы: уход за ними достаточно сложен, а преимущества очевидны лишь в редких случаях (серьезные занятия спортом, увлечение сценой и т. д.).
Нередко у подростков заболевания глаз связаны с их загрязнением (нечистые руки, низкокачественные косметические средства), а потому в домашней аптечке надо иметь наготове раствор сульфацила и использовать его при первых признаках нагноения глаз. Для посещения плавательного бассейна следует обязательно иметь специальные защитные очки (для купания).
Родители должны знать приемы оказания первой помощи при повреждении глаз. Если в глаз попала какая-то едкая жидкость, тщательно промойте глаз струей воды из-под крана, лучше теплой, раскрывал возможно шире веки пальцами. Затем ребенка надо отправить в пункт глазной скорой помощи.
Если глаз получил сильный удар - кулаком, снежком и т. п. - внешне он выглядит целым. Закройте рукой второй, неповрежденный глаз: если пострадавший стал
видеть хуже, положение серьезно, и ребенка надо безотлагательно по казать окулисту. Если у зрачка видна кровь или зрачок приобрел неправильную форму, прежде чем отправить пострадавшего к врачу, глаз следует перевязать несколькими оборотами бинта вокруг головы.
При ожоге глаз любую глазную противомикробную мазь (например, левомицетиновую) наносят обильно на обожженную кожу так, чтобы она попала и за веки. Этим вы снизите боль, создадите временную защиту глаз против нагноения.
Если глаза и веки поранены, не промывайте их! Завяжите оба глаза бинтом "крест накрест", вызовите машину и осторожно везите пострадавшего на носилках в глазной стационар.
Подростков волнуют вопросы их внешнего облика, связанные с дефектом. Например, как быть с косоглазием, с врожденным опущением одного или обоих век (птоз), с врожденным нистагмом, когда глаза "бегают", все время перемещаясь толчкообразно вдоль глазной щели, с зрачками неправильной формы, напоминающими кошачьи, врожденными катарактами, наконец, можно ли избавиться от дальтонизма?
Постараемся кратко ответить на эти вопросы.
Устранить косоглазие можно лишь оперативным путем. Нередко бывают нужны две и даже три операции, чтобы поставить косящий глаз достаточно "ровно". Но восстановить отсутствующее сочетанное зрение обоими глазами оперативное вмешательство, увы, не может.
Опущение век можно частично устранить различными операциями с достаточно высоким косметическим эффектом. Операция невозможна лишь в том случае, когда вместе с веком кверху не поднимается и глазное яблоко. Здесь могут в какой-то мере помочь ортопедические очки, у крепленные на их оправе почти невидимые пружинки способны как бы восстановить обычное положение и движения пораженных век. Конечно, это сопряжено с известными неудобствами.
При нистагме, правда не во всех случаях, иногда делают довольно несложные операции, которые способны значительно уменьшить непроизвольные смещения глазных яблок, но выполняют их пока еще не во всех глазных клиниках.
Исправление "кошачьих" зрачков - весьма деликатная микрохирургическая операция, требующая специального оснащения и опыта. Операция может принести удовлетворение больному и его родителям, но она чревата опасностями, так как инструменты хирурга перемещаются в непосредственной близости от легко ранимого хрусталика глаза.
Не составляет технической сложности для опытного офтальмохирурга удалить частичные катаракты, заменив извлекаемый помутневший хрусталик искусственным, изготовленным из пластмассы. Но тут спешить не следует. Свой хрусталик, хоть и не очень прозрачный, у подростка все же способен к аккомодации, а искусственный всегда настроен на определенное расстояние от глаза. Кроме того, при врожденных катарактах бывает отчасти дефектной и сетчатка, а поэтому иногда и успешная операция зрения не прибавляет, а линза в глазу - это все же инородное тело.
Дальтонизм - врожденный и довольно распространенный дефект зрения - является неизлечимым, хотя и не усугубляется в течение дальнейшей жизни. К сожалению, он налагает запреты на целый ряд профессий.
- Войдите на сайт для отправки комментариев