Гимнастика есть целительная часть медицины.
Чего боятся наши дети?
Страх возникает в ответ на что-либо угрожающее. Можно выделить две наиболее значимые угрозы: смерть и крах жизненных ценностей (к ним относятся здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие). Однако, помимо двух этих наиболее важных причин, страх всегда бывает вызван, с одной стороны, наличием опасности – настоящей или выдуманной, с другой – нарушением чувства безопасности («от этого никто меня не защитит!»).
Практически все детские страхи преходящи и обусловлены возрастными особенностями ребенка. В норме все страхи длятся недолго, проходят практически бесследно, не влияют кардинальным образом на поведение ребенка и на его взаимоотношения с окружающим миром. Проблемы начинаются тогда, когда маленький человечек испытывает чрезмерно интенсивные, длительные или частые страхи, попадает в зависимость от них, когда нарушается нормальная социальная адаптация и искажается характер ребенка.
Возраст малыша играет большую роль, существует даже своеобразная возрастная классификация наиболее типичных детских страхов. Однако запомним главное: наибольшее количество страхов отмечается у детей 3-5 лет, а наибольшая интенсивность страхов приходится на возраст 6-8 лет.
Важна и социальная ситуация, в которой воспитывается ребенок. Наиболее подвержены страхам:
– дети из психологически неблагополучных семей, где постоянно происходят конфликты;
– дети чрезмерно строгих, бескомпромиссных и требовательных родителей;
– единственные дети в гиперопекающих семьях;
– дети мам, слишком рано вышедших на работу;
– дети родителей, которые развелись в так называемой эдипальной фазе, т.е. возрасте 5-7 лет, кода должна была произойти идентификация ребенка с родителем своего пола;
– «поздние» дети, родившиеся у родителей после 35-40 лет;
– дети тревожных родителей, которые и сами страдают от каких-либо страхов (так называемые «семейные», наследственные страхи – результат, с одной стороны, эмоционального «заражения» малышей от родителей, с другой – близкого типа реагирования и восприятия).
Причины возникновения и закрепления детских страхов можно условно разделить на две большие группы:
1. Психическое неблагополучие самого ребенка (нездоровье психики как крайний случай мы рассматривать не будем – однако «ослабленность» нервной системы ребенка нередко выказывает себя именно в виде избыточных или многочисленных страхов).
2. Проблемы, связанные с неправильным поведением родителей (неадекватная реакция родителей на страхи, наличие страхов у них самих, неблагополучные отношения в семье, излишняя строгость, эмоциональная холодность, жестокость по отношению к ребенку).
Чего же боятся наши дети? В большинстве своем, того же, чего боялись и мы сами в их возрасте, и многие поколения малышей задолго до нас: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ (вроде Бабы Яги, Серого Волка или злобной Буки)…
Кроме того, во все времена, у всех народов отмечались очень характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: в раннем возрасте это страх потери матери, боязнь темноты, страх перед животными, лет в 6-8 лет появляется страх смерти.
Однако только от особенностей ребенка и условий его развития зависит, насколько интенсивное проявление получит тот или иной страх и получит ли вообще.
Впрочем, специфика современности добавляет детям поводов для переживаний: в последние годы мне все чаще попадаются дети, которые всерьез боятся апокалипсиса (причем большинство из них отнюдь не из религиозных семей – видимо, это влияние фильмов о глобальных катастрофах типа «Послезавтра» и «2012»), маньяков (спасибо смакующим подробности СМИ) и даже экономического кризиса (пугает их в основном то, что родители не могут найти работу, нет денег, все злятся и семья бедствует).
Приметы времени можно обозначить также и как чрезмерное обособление наших детей, недостаток их общения как со сверстниками, так и со взрослыми, в результате чего у городских детишек (особенно единственных), живущих под неусыпным контролем родителей в отдельных квартирах, формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ. Этому же способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, если она достигается в ущерб нормальным для дошкольного возраста коллективным подвижным играм, развивающим эмоциональную сферу (а чаще всего это так и бывает: у ребенка куча «студий-развивалок», а банально побегать во дворе с друзьями – некогда, да и родителями не приветствуется; более того, родители такой активности даже боятся: «Еще сломает себе что-нибудь»).
- Войдите на сайт для отправки комментариев