Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь.
Право на здоровье
Человек – существо склонное к различного рода заболеваниям, недомоганиям и прочим изменениям физиологического состояния.
Что же касается государственных клиник и больниц, тут обстановка несколько хуже. Частенько пациенты сталкиваются и с хамством, и с безразличием, исходящими от врачей. Конечно, по-человечески их понять можно. Они вкалывают за мизерную зарплату, которая формируется из количества принятых пациентов за рабочий день. Тут уж не до качества.
Значит, у нас есть официально подкрепленная законом возможность бороться с неподобающим поведением и отношением врачей к своим пациентам. Осталось только выяснить, на что же именно мы имеем право.
Итак, основной законодательный документ в нашей стране – Конституция РФ,
Далее, согласно статье 30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;<…>
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
<…>
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; <…>
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
Из вышеперечисленного делаем выводы:
1) в случае некорректного поведения врача или отказа в оказании медицинских услуг, вы имеете право обратиться с жалобами в соответствующие инстанции с целью проведения с врачом разъяснительных работ администрацией медицинского учреждения;
2) информация, полученная врачом в процессе обследования, не может быть вынесена им на обсуждение с коллегами, вашими родственниками или иными гражданами без вашего на то согласия;
3) на любую предложенную медицинскую процедуру вы имеете право выразить свое согласие или отказ, при этом все последствия данной процедуры и отказа от нее должны вам быть подробно разъяснены врачом;
4) при необходимости госпитализации, независимо от внутренних правил медицинского учреждения, вы имеете право на посещение своего законного представителя, будь то адвокат, супруг или иной член семьи.
В том случае, если хамским поведением дело не ограничилось, и вам пришлось обращаться в платное медицинское учреждение за оказанием помощи, вы имеете право на возмещение произведенных на лечение затрат в соответствии со статьей 66: «Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан»: В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и статьей 67 Основ «Возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий»: Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с <…> учреждений, <…>, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения. А т.к. услуги уже были оплачены вами лично, то их стоимость, соответственно, должна быть возвращена вам.
Помимо прочего, в соответствии со статьей 68 Основ «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья»: В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан <…>, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 66 настоящих Основ.
Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Т.е. помимо получения компенсации, вы имеете право потребовать привлечь провинившегося врача к дисциплинарной ответственности и предоставить вам в письменной форме отчет о произведенных администрацией медицинского учреждения в его отношении действиях.
О возмещении ущерба за неоказанные или оказанные недолжным образом услуги также говорится в основном законе, регулирующем правоотношения между потребителем и поставщиком услуг:
Статья 14 Закона о защите прав потребителей «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)»:
1. Вред, причиненный жизни, здоровью <…> потребителя вследствие <…> недостатков <…> услуги, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков <…> услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с <…>исполнителем или нет.
Кроме того, при обращении в суд вы имеете право на компенсацию морального вреда, в соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей «Компенсация морального вреда»: Моральный вред, причиненный потребителю вследствие
нарушения <…>
исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласитесь, все вышеперечисленное, при правильном применении, рано или поздно позволит нам воспринимать медицину именно как сферу услуг, в которой последнее слово все же за потребителем. Главное не опускать руки, не терпеть унижение со стороны врачей и не думать, что им все равно все сойдет с рук, поскольку именно такое отношение на протяжении многих лет породило в умах врачей мысли о вседозволенности и безнаказанности. Будьте уверены в своих правах и врачи научатся их уважать!
- Войдите на сайт для отправки комментариев