Не наказывай капризный желудок излишней пищей.
УРОКИ БОЛЕЗНИ. Думают ли в стране о здоровье педагогов?
— Нестабильная нервная система, болезни сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей, нервно-психические заболевания. А также нарушения функций опорно-двигательного аппарата, проблемы с желудочно-кишечным трактом — все эти проблемы могут возникнуть у любого учителя, — рассказывает главный врач городской поликлиники №3 Департамента здравоохранения Москвы Игорь Дорошев.
Как говорят сами учителя, профессиональные болезни появляются из-за большого количества работы, постоянных психологических нагрузок и отсутствия отдыха.
— Ежедневно педагог перерабатывает огромное количество информации. Только семь уроков в день чего стоят, а после нужно еще проверить массу тетрадей. Отсюда напряжение, синдром хронической усталости, слабые нервы. Не стоит забывать и про голосовые связки, они подвергаются огромнейшим нагрузкам. Поэтому ларингиты и фарингиты. Некоторые страдают от аллергии на мел. Помимо этого варикозное расширение вен, искривление позвоночника, близорукость и многое другое, — говорит преподаватель кафедры валеологии МГТУ им. Баумана, учитель биологии школы №29 Елена Близюк.
Как видим, профзаболеваний у педагогов очень много. Однако, как считают сами учителя, государство уделяет этой проблеме не столько много внимания, сколько требуется. Система здравоохранения вроде и работает, но далеко не всем кажется эффективной. Преподаватели жалуются на огромные очереди к врачам, невозможность записаться к хорошему специалисту, дороговизну некоторых медицинских услуг и отсутствие поликлиник рядом с домом или местом работы. Кроме того, по словам педагогов, ежегодные обязательные медосмотры, проводимые в школах, — всего лишь формальность. Они ничего не дают, кроме печати в медицинской книжке о допуске к работе.
— Медосмотры — профанация чистейшей воды. У нас нет специально закрепленной за школой больницы, нет выделенного дня для прохождения обследования. Каждый учитель предоставлен сам себе и должен выкроить время из плотного графика, чтобы сходить в больницу, пройти всех врачей, при этом простояв огромные очереди. Какие нужны нервы? Поэтому многие прибегают к нелегальным методам — платят или ставят печати у знакомых. О каком здоровье здесь может идти речь?! — возмущается учитель математики школы на северо-востоке столицы Ольга.
Как рассказывает педагог по английскому языку Евгения, она ходит в больницу на каникулах, иначе времени нет. “Нас обязывают сдавать флюорографию, общие анализы, ну и пройти нескольких врачей. Ни о каком полном медосмотре речи не идет. Если есть надобность, то пожалуйста. А организованного всеобщего обследования у нас нет, все ходят по одному. Даже те врачи, которых мы проходим, осматривают нас издалека. Есть жалобы? Нет? Следующий!” — рассказывает Евгения.
Жалуются учителя и на отсутствие в больницах некоторых профильных специалистов. Важнейшим инструментом для этой профессии всегда был голос. И первые проблемы со здоровьем начинаются именно с дыхательных путей. Узлы на связках, воспаления горла и многое другое. Но ни в одной поликлинике нельзя найти медика, который занимался бы исключительно этим аппаратом.
— Напряжение на связки идет 24 часа в сутки. Мы сами не умеем работать со своим голосом. Этому не учат и в университетах. Нужно специально дышать, распределять силы, управлять мышцами. Но никто не знает, как правильно, отсюда и проблемы. Такие врачи в основном частные, а их консультация стоит очень дорого, — говорит молодой учитель Евгения Шестакова.
Нервная система — еще одно слабое место. Повышенный эмоциональный фон дает о себе знать на первом же году работы в среднем учебном заведении. Поэтому, как полагают учителя, в каждой школе должен быть не только детский психолог, но и профессиональный психиатр-аналитик, который смог бы в короткий срок восстановить душевное спокойствие педколлектива.
Беспокоит учителей и отсутствие санаторного лечения. Такие проблемы скорее характерны для регионов, где дотации и зарплаты намного меньше, чем в Москве. “Путевки нам не дают вот уже лет 6—7. Раньше была возможность отдохнуть, подлечиться. Жаль, теперь этого нет”, — вспоминает директор сельской школы Курской области Марина Седеева.
Не лечить, а следить
Случаются, правда, и исключения, когда за здоровьем педагогов действительно следят. Директор московской школы №96 Нина Тихонова — одна из таких руководителей. Среднее учебное заведение прикреплено к больнице №174. Там раз в год педагоги проходят медосмотры у всех необходимых специалистов в специально выделенные дни.
По словам главного врача городской поликлиники №3 Игоря Дорошева, полные медицинские обследования регламентируются государственной программой здравоохранения работающих граждан. И руководство каждой школы обязано следить за тем, чтобы работники проходили ежегодные медосмотры или диспансеризации. “Организация таких обследований лежит в большей мере на директорах учебных заведений. Не стоит забывать и об охране труда. К каждой школе должна быть прикреплена больница. Администрации нужно созвониться с медицинским учреждением и согласовать день обследования. Иногда мы первые идем на контакт, но большинство приходят сами, — объясняет Игорь Анатольевич. — А когда нет такого управленческого начала, дело пускают на самотек, именно тогда люди стоят в очередях, нервничают, тратят большое количество времени”.
Кроме обязательных ежегодных профосмотров, предусматривающих систематическое наблюдение, есть программа дополнительной диспансеризации по заболеваемости. В этом случае больной ставится на учет, после того как у него обнаружат заболевание, требующее повышенного внимания.
Есть практика того, что группа медицинских специалистов сама приходит в учебное заведение для проведения профосмотров. Это делается в том случае, если работников очень много и врачам проще выехать на место, чем принять большое количество людей в больнице. “Как правило, поликлиники организовывают 3—4 специалистов, нескольких лаборантов и проводят полные обследования. От школы в свою очередь нужно всего лишь проявить желание и выделить для медиков кабинет”, — поясняет врач.
Помогает держать учителей в тонусе и президентская программа “Здоровье”. Как рассказывает директор воронежской школы №11 Лариса Хопрова, проект позволил всему коллективу пройти полный медицинский осмотр. “В прошлом году все учителя прошли тщательные обследования. Была у нас и дополнительная возможность — осмотр у врача-онколога”, — добавляет Лариса Николаевна.
Руководство некоторых учебных заведений само заботится и о профилактике заболеваний. Как рассказывает директор школы №96 Нина Тихонова, в ее владениях есть хорошо оборудованный спортивный зал и фитнес-кабинет с тренажерами. Последний создавался в том числе и для работников. Сама директор школы решила подавать пример своим коллегам, поэтому по вечерам занимается спортом. “Я довольно часто допоздна засиживаюсь за работой. Хочется снять напряжение. Поэтому хожу в зал, вишу на шведской стенке. А в течение дня закрываюсь в кабинете на 5 минут и делаю элементарную гимнастику. Помогает расслабиться”, — советует всем директор.
Однако какие бы условия ни создавались, в большей части педагогической среды царит атмосфера равнодушия к собственному здоровью.
— И это, пожалуй, самая важная проблема. Общего настроя бороться у учителей нет. Сил, времени, а главное, желания тоже не хватает. У нас отсутствует культура заботы о здоровье. Огорчает инертность педагогов. Не все, конечно, но многие не хотят использовать даже возможности собственного учебного заведения, — с сожалением говорит директор столичной школы №96 Нина Тихонова.
Этот же факт подтверждает главный врач городской поликлиники №3 Игорь Дорошев. По последним исследованиям, государственная система здравоохранения граждан влияет на здоровье населения только на 10%, следующим по значимости идет генетика, наследственность и окружающая среда — это по 20%. И 50% благополучия человека зависит от собственного отношения к жизни.
- Войдите на сайт для отправки комментариев