Опыт применения витаминно-минеральных комплексов у детей
Среди веществ органического происхождения, поступающих в организм, выделяют макронутриенты (белки, жиры, углеводы) и микронутриенты, требующиеся в микродозах для нормальной жизнедеятельности организма, к которым относятся витамины и минералы [1]. При обследовании, проводившемся в разных регионах России, у большинства детей дошкольного и школьного возраста обнаружен недостаток необходимых витаминов: у 80-90% - витамина С, у 40-80% - витаминов группы В и фолиевой кислоты, у более чем у 40% - витаминов А, Е и каротина.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, в столичных школах-интернатах среди детей с гиповитаминозом С значительно больше неуспевающих учеников, чем среди школьников с нормальным содержанием этого витамина в организме. Обследование детей, находящихся в больницах Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и некоторых других городов, выявило дефицит витамина С у 60-70%, витамина В1 - у 40-45%, В2 - у 50-60%, Е - у 40-60% пациентов. Это снижало эффективность лечения, замед-ляло выздоровлние.
На первый взгляд более привлекательной и доступной выглядит возможность обеспечения необходимыми витаминами за счет продуктов питания. Тем не менее, хотя большинство витаминов содержится в пище, следует помнить о том, что ни один продукт не содержит их в объеме, достаточном для удовлетворения физиологических потребностей. Кроме того, содержание витаминов в натуральных продуктах растительного происхождения зимой и весной существенно снижается. Важно также обеспечение щадящей кулинарной обработки продуктов (следует избегать длительного вымачивания, термического воздействия и т. д.).
В зимне-весенний период возрастает вероятность развития витаминодефицитных состояний и гиповитаминозов (сезонных), хотя это не означает, что прием витаминов в другое время года следует прекратить. В большинстве стран мира практикуется прием поливитаминов (мультивитаминов) на протяжении примерно 6-9 месяцев в году, хотя американские витаминологи считают необходимым пользоваться ими круглогодично.
Наиболее часто обсуждаются вопросы о том, какие витаминные препараты, как долго, в каких дозах, параллельно ли с другими микроэлементами или отдельно следует назначать детям и подросткам, и не вызовет ли их применение состояния гипервитаминоза или какие-либо нежелательные реакции у пациентов. Одним из факторов, повышающих риск развития гиповитаминозов при манифестации аллергических заболеваний у детей, является интенсивный рост организма и возникающий при этом дефицит витаминов. Кроме того, пациентам с аллергическими заболеваниями назначаются гипоаллергенные диеты, в свою очередь усугубляющие дефицит того или иного витамина.
Одним из факторов, влияющих на усвоение витаминов и минералов витаминно-минеральных комплексов, являются взаимодействия между активными компонентами препарата. Именно поэтому в процессе изготовления поливитаминно-минеральных композиций ингредиенты подготавливаются таким образом, чтобы ограничить контакты между ними, но полностью устранить это невозможно. Часто поливитаминные таблетки, как говорят, <текут>, т. е. имеют место такие реакции между ингредиентами. Как результат - реальное количество того или иного витамина и микроэлемента может быть меньше заявленного.
Одними из наиболее ярких примеров таких реакций являются хорошо описанные в химии окислительно-восстановительные реакции между железом в его двухвалентной форме и витаминами А и Е, бета-каротином (провитамином А). Реакции более активны с неорганическими солями железа (например, сульфатом), чем с органическими солями (например, фумаратом). Из реакций между витаминами можно привести в качестве примера реакции аскорбиновой кислоты с витаминами группы В: В1,В2, В6, В12.
Очень часто существуют взаимодействия на уровне организма, когда один компонент может влиять на эффекты другого в желательную или нежелательную сторону.
В первую очередь необходимо отметить прямую конкуренцию между металлами. Хорошо известно, что железо, кальций, магний и цинк конкурируют друг с другом при одновременном приеме. Кроме этого, кальций и железо ингибируют адсорбцию марганца, а цинк - меди. Практически все вещества, усваивающиеся в кишечнике, проникают в результате процесса активного транспорта. Указанные минералы используют одинаковые или близкие системы активного транспорта при всасывании в кишечнике. Некоторые из них на этапе транспорта в крови и тканях переносятся одинаковыми белками-переносчиками, а значит, и здесь они конкурируют друг с другом.
Другой тип отрицательных взаимодействий можно проиллюстрировать на примере витамина С (аскорбиновой кислоты), который может вызывать дефицит меди, особенно при повышенном потреблении витамина С.
Многочисленны взаимные положительные эффекты между витаминами и микронутриентами: Витамины А и С способствуют лучшему усвоению железа, а витамин С - еще и хрома. Всем известно, что для усвоения кальция необходим витамин D. В действии витамина В6 и магния имеется синергизм, они взаимно усиливают усвоение и эффекты друг друга. Синергизм также присутствует между витаминами с антиоксидантным действием: А, Е и С.
С возрастанием числа компонентов в поливитаминной/минеральной композиции увеличивается возможность и число взаимодействий между ингредиентами. Это приводит к тому, что для многих компонентов начинают реализовываться отрицательные эффекты их действия друг на друга на разных уровнях. При терапевтическом приеме витаминов и микронутриентов, т. е. при проявлении клинических признаков недостаточности, их употребление в виде отдельных препаратов или желательных сочетаний является распространенной нормой. Желательность разделения некоторых компонентов при профилактическом приеме поливитаминной/минеральной композиции, чтобы минимизировать взаимные отрицательные эффекты, является давним, но до сих пор так и не осуществленным, пожеланием.
Таким образом, применяя поливитаминные препараты, необходимо учитывать важные моменты. Не всегда витаминно-минеральные комплексы, содержащие физиологические нормы витаминов и минеральных веществ, достаточно эффективны. Одной из причин этого является антагонизм некоторых витаминов и микроэлементов между собой.
В Научном центре здоровья детей РАМН (директор - академик РАМН, профессор Баранов А.А.) было проведено Рандомизированное плацебо-контролируемое исследование эффективности и переносимости витаминно-минерального комплекса <Алфавит Школьник> (производитель - ЗАО <АКВИОН>), содержащий весь спектр необходимых витаминов и минералов.
Материалы и методы исследования:
В исследование было включено 60 детей в возрасте от 7 до 14 лет с диагнозами: <Бронхиальная астма, атопическая форма легкое или среднетяжелое течение, ремиссия> и/или <Поллиноз, ремиссия>.
В проводимом исследовании 20 пациентам (группа 2а), находящимся на адекватной базисной терапии, был назначен на 1 месяц витаминно-минеральный комплекс <Алфавит Школьник> по 1 таблетке каждого цвета в день во время еды с пищей по схеме: розовая таблетка - утром, оранжевая - днем, белая - вечером (интервал между приемом таблеток составляет 4-6 часов).
20 пациентам (группа 2в), получавшим адекватную базисную терапию, был назначен на 1 месяц витаминно-минеральный комплекс <Алфавит Школьник> по 3 таблетки одномоментно во время еды утром.
20 пациентов (группа 2с), находившихся на адекватной базисной терапии получали плацебо в течение 1 месяца по той же схеме, что и пациенты в группе 2а. Результаты этого исследования сопоставлялись с данными уровней витаминов в крови у практически здоровых детей того же возраста и пола (группа 1), проходивших плановую диспансеризацию или сдававших кровь для определения титров антител к возбудителям различных инфекций в спорных случаях (для подтверждения целесообразности вакцинации). Перед началом наблюдения и через 1 месяц от начала исследования всем детям было проведено определение содержания в сыворотке крови шести наиболее важных витаминов (А, Е, С, В1, В2, В6).
В начале исследования, через 15 дней после исследования и через 1 месяц от начала исследования всем пациентам был проведен физикальный осмотр. Исследование содержания в сыворотке крови витаминов А, Е, С, В1, В2 и В6 осуществляли методом высокоэффективной жидкостной хроматографии на жидкостном хроматографе Gilson.
Результаты исследования:
При анализе полученных результатов было отмечено, что изначально у всех пациентов с аллергическими заболеваниями отмечался дефицит определяемых витаминов.
Концентрации витаминов в сыворотке крови детей с аллергическими заболеваниями и их здоровых сверстников представлены на рисунке 1.
Рис. 1 а, б, в. Концентрации витаминов в сыворотке крови детей и подростков с аллергическими заболеваниями в сравнении со здоровыми сверстниками.
По окончании приема витаминно-минерального комплекса <Алфавит Школьник> было проведено повторное определение содержания витаминов в сыворотке крови пациентов, выявившее его достоверное повышение в группе 2а, в то время как у пациентов, входивших в группы 2в и 2с, содержание витаминов в сыворотке крови достоверно не изменялось (рис. 2).
Рис. 2 а, б, в. Динамика содержания витаминов в сыворотке крови у детей с аллергическими заболеваниями (*р<0,05).
Следует отметить, что все пациенты указывали на приятный вкус этого <лекарства> и принимали его с удовольствием. Препарат не вызывал обострения основного заболевания. Кроме того, использование витаминно-минерального комплекса <Алфавит Школьник> совместно с другими фармакологическими средствами не давало нежелательных эффектов, которые могли бы быть обусловлены взаимодействием витаминных компонентов с другими препаратами. При применении <Алфавит Школьник> не отмечалось также каких-либо нежелательных (побочных) реакций.
>Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что для наиболее оптимального и адекватного усвоения витаминов и минералов необходимо учитывать взаимодействие микронутриентов между собой, а также учитывать их возрастную и суточную потребность. Таким образом, <Алфавит Школьник>, сбалансированный витаминно-минеральный комплекс с адекватными дозировками отдельных компонентов, представляет собой современный высококачественный низкоаллергенный препарат с приятным вкусом, который рекомендуется применять как здоровым детям от 7 до 14 лет, так и детям с аллергическими заболеваниями легкой и средней степени тяжести в периоде ремиссии, профилактическими курсами длительностью от 2 до 4 недель, в том числе, несколько раз в год.
Громов И.А., Намазова Л.С., Торшхоева Р.М.
Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва
- Войдите на сайт для отправки комментариев