Завтрак съешь сам, Обед подели с другом, Ужин отдай врагу!
Рекламный слоган: замысел и воплощение
Рекламный слоган — это краткая фраза, являющаяся девизом рекламной кампании, а также отдельных фирм и товаров.
Слоган рекламной кампании. Часто не проводят существенных различий между рекламным слоганом и заголовком и даже полностью идентифицируют эти понятия, что является неправильным. Это разные текстовые единицы. Их основные отличия состоят в следующем.
Рекламный заголовок и рекламный слоган выполняют разные задачи. Основное назначение заголовка — привлечь внимание читателей и заставить прочитать основной текст. Главными функциями рекламного слогана являются донесение до потребителей основной мысли рекламной кампании и поддержание ее целостности, когда используются несколько разных рекламных каналов. Слоган — это фраза, концентрирующая суть рекламной кампании.
В ходе рекламной кампании слоган нельзя менять. Это константа рекламной кампании. Заголовок в рекламной кампании — переменный элемент. Он может изменяться в серии рекламных объявлений в рамках одного рекламного средства или в разных средствах размещения рекламы (объявления в журнале, на стикере в метро, на щите могут иметь разные заголовки).
Поскольку в составе рекламного обращения слоган имеет особый статус лозунга рекламной кампании, он создается как фраза, которую потребители должны запомнить. Заголовок не должен обязательно запоминаться.
Эффективный слоган должен быть:
- кратким и запоминаемым;
- оригинальным;
- соответствовать творческой рекламной стратегии (позиционированию марки);
- включать название марки.
Слоган должен быть не только запоминаемым, но и свежим, неизбитым. Тогда он привлечет внимание, заинтересует покупателя, выделит продукт среди конкурентов. Слоган, как и заголовок, читают чаще, поэтому он должен быть неожиданным, произвести впечатление на читателя. Лучше всего, если это будет оригинальный ракурс чего-то знакомого.
Многие слоганы повторяют друг друга почти дословно. Некоторые слова и конструкции эксплуатируются так часто, что совершенно износились, обесцветились, утратили смысл и вкус, стали банальными, поэтому специалисты выделяют следующие нежелательные для использования в слогане слова:
- существительные: идея, решение, выбор, качество, взгляд, цвет, вкус, аромат, ощущение, наслаждение, гармония, секрет, мечта, блаженство;
- прилагательные: эксклюзивный, престижный, правильный, верный, истинный, подлинный, действительный, настоящий, уникальный, неповторимый, единственный, оригинальный, особый, испытанный, безупречный, совершенный, достойный.
Если слоган создается как девиз конкретной рекламной кампании, надо помнить о том, что он должен концентрировать суть творческой рекламной стратегии. Основная мысль рекламной кампании должна быть донесена в слогане максимально ясно. Если же слоган создают для фирмы, он должен отражать ее позиционирование, поддерживать ее имидж, способствовать выделению среди конкурентов.
В слогане могут быть указаны особенности функциональных характеристик товаров («Вы нажимаете на кнопку, все остальное мы делаем сами» — слоган рекламы фотоаппаратов Kodak, «"Санорин" — сила эвкалипта против насморка») или может заявляться лучшее качество товаров и услуг в своей товарной группе («Чай "Ахмад". Удовольствие высшего качества»).
Могут быть приведены основные выгоды для потребителя: «Отпусти свою тревогу!» — слоган «Афобазол», средства, устраняющего тревогу, беспокойство, «Чтобы двигаться» — реклама обуви.
В слогане может напрямую отражаться позиционирование продукта по демографическому, социальному, профессиональному или иному признаку потребителей: «Gillette. Лучше для мужчины нет», «MilkyWay — только для детей», «Новое поколение выбирает Pepsi».
В качестве основного мотива могут быть заявлены высокие цели, философия компании: «Хорошо там, где мы есть» (Samsung), «Разумно и просто» (слоган Phillips).
Мотивом фирменного слогана может быть направление деятельности компании: «Связь с близкими на дальних расстояниях» («Ростелеком»).
Фирменный слоган может заявлять о высоком профессиональном уровне компании: «Indesit. Прослужит долго», «Electrolux. Швеция. Сделано с умом», «Wirpool. Наполняет жизнь качеством».
В корпоративном слогане можно подчеркнуть высокий авторитет, статус компании (например, «НР-Laser Jet — 20 лет уверенных побед») или доступность для потребителей («Мы делаем спорт доступным» — слоган сети «Спортмастер»).
Один из модных подходов — создание в слогане иллюзии близости фирмы к потребителю, ее контакта с ним. «Мы заботимся о вас и вашем здоровье» (Johnson & Johnson), Wella. Вы великолепны». В этом случае слоган может даже строиться как высказывание от лица потребителя: «Tefal. Ты всегда думаешь о нас», «Макдональдс. Вот, что я люблю».
Слоган может доносить и особенности эмоционального позиционирования: «Радость от движения» (слоган BMW).
***
Итак, слоган должен быть запоминаемым, оригинальным, лаконичным, релевантным позиционированию марки и творческой рекламной стратегии.
Кроме этого, важно помнить, что тон слогана не должен быть снисходительным, пренебрежительным, высокомерным. Слоган не должен быть неэтичным и вульгарным, содержать отрицания. Лучше воздействует позитив. Желательно, чтобы слоган имел доброжелательную эмоциональную окраску.
Создание слогана
Слоган можно создавать как:
- повествование: «Мегафон. Будущее зависит от тебя», «Кофе "Черная карта". Тайна, доступная вам»;
- вопрос: «Разве я не ценю качество?» (реклама сигарет Winston). Слова «как» и «почему», в отличие от создания заголовка, при этом, как правило, не используют;
- восклицание, команду, призыв к действию. «Приди в страну Marlboro!», «Пейте Coca-Cola!», «"Билайн". Живи на яркой стороне!», «Dirol — живи с улыбкой!»;
- совет: «Ежедневно вместо мыла умывайся "Клерасилом"»;
- новость: «Величайшее открытие со времен первого поцелуя» (реклама губной помады L’Oreal).
Слоган, как и заголовок, можно сделать ярче, если доносить суть рекламы не в прямой, а иносказательной форме, используя гиперболу, метафору, оксюморон и пр.
Примеры выдающихся и просто хороших слоганов-метафор: «Посади в свой бензобак тигра Esso» (самая эффективная реклама бензина за все времена — не содержит ни одного слова о бензине, на рекламе изображен полосатый, как тигр, шланг), «Нового дня глоток» (кофе Nescafe).
Поскольку слоган — это спрессованная до формулы, доведенная до лингвистического совершенства суть рекламной кампании, изящная фраза, которую потребители должны запомнить, существуют специальные приемы, повышающие запоминаемость слогана и делающие его особенно привлекательным.
К таким приемам прежде всего относится аллитерация — это ритмические, звуковые, грамматические повторы, оригинальная игра слов («Чистота — чисто Tide», «Есть идея — есть "ИКЕА"», «Ваша киска купила бы "Вискас"»).
Для повышения запоминаемости можно использовать и повторение первых букв во всех словах предложения («Wella. Вы великолепны», «Летят летчики "Лот"», «"День" делает добро»).
Эффективен прием повторения слов, целых предложений или их частей («"Мир" — мировые цены», «Легко покупаем — легко продаем», «Солидный банк для солидных клиентов», «Свежий взгляд на свежие фрукты»).
Хороший прием, способствующий запоминанию слогана, — рифмовка. Рифма слогана должна быть простой, художественные изыски потребитель может просто не понять и не запомнить. «От Парижа до Находки Omsa — лучшие колготки», «"Мезим" — для желудка незаменим», «Свежее дыхание облегчает понимание»). Особенно привлекательны слоганы, построенные на юморе или иронии («Sprite — не дай себе засохнуть»). Но такой подход встречается не часто, главным образом в рекламе, направленной на молодежь.
Хорошие слоганы всегда создают так, чтобы внедрить имя марки в сознание потребителей. Желательно, чтобы в слогане обыгрывалось название товара или компании.
Слоган изменяют, если принципиально меняется не только рекламная стратегия и имидж фирмы, но и если слоган становится затертым и заштампованным. Так, компания Philips вместо старой фразы, ставшей похожей на появившиеся слоганы многих других компаний «Изменим жизнь к лучшему» (слоган Whirpool — «Наполняет жизнь качеством», General Electric — «Мы приносим хорошее в жизнь», Tchibo — «Давать только лучшее» и т.д), стала использовать свежий слоган «Разумно и просто». Это позволило ей выделиться среди других компаний.
Вступительная часть — это еще один текстовый элемент рекламного объявления, цель которого задержать и углубить внимание читателя, побудить его к дальнейшему чтению, вызвать у читателя интерес. Вступительная часть, как правило, расшифровывает и дополняет слоган. Она должна быть максимально краткой, но в нее необходимо заложить мотивы личной выгоды клиента.
Информационный блок (ИБ) (разъяснение, или основной текст) является логическим продолжением заголовка и подзаголовка. Его основная цель — передать потребителю полную и аргументированную информацию о товаре, углубить интерес к нему, показать пользу и выгоды, которые ждут клиента в результате его приобретения, а также его основные преимущества. Поэтому главное здесь — приведение доказательств, свидетельств, аргументов и фактов. Их надо подавать ясно, убедительно, добавляя немного эмоций.
Основной текст должен быть конкретным, без обобщений, не содержать несущественной информации. В конечном счете информационный блок призван сформировать желание совершить покупку. Здесь надо переходить прямо к сути предложения, говорить о нуждах и ожиданиях читателя.
В зависимости от цели рекламного сообщения выделяются следующие типы ИБ:
- информирующий. В тексте описываются основные характеристики товара (состав, назначение, способ применения, конструкция и пр.);
- убеждающий. В основе лежит логическая и образная аргументация (сравнения, свидетельства, рекомендации, результаты экспериментов и пр.);
- стимулирующий действие. «Позвоните до 10 июня и получите скидку!»
Эхо-фраза завершает рекламное обращение. Она повторяет по смыслу слоган и основную мысль обращения. Эта заключительная фраза должна окончательно убедить покупателей приобрести предлагаемый товар. У этой концовки объявления есть и еще одна функция — придать ему завершенный вид.
***
В отдельных случаях тот или иной элемент может отсутствовать. Целесообразность включения в сообщение конкретных элементов определяется исходя из цели рекламы, того, что необходимо сделать (информировать, напомнить, убедить, создать имидж и т.п.).
Напоминающая реклама должна быть краткой, простой. Она может включать только слоган и иллюстрацию. Иногда напоминающая реклама состоит из иллюстрации и названия компании.
Кроме того, на рекламный текст влияют выбранные каналы распространения рекламы: текст в телеролике — одно, текст рекламы в газете — совсем другое. Свои особенности имеет текст радиорекламы, биллборда, директ-мейл и т.д., поэтому текст разрабатывается и с учетом конкретного рекламного средства.
Автор: Людмилa Вaлeнтинoвнa Пoдopoжная, кандидат технических наук, доцент кафедры рекламы факультета информационных и коммуникационных технологий Института cepвиса (Российский государственный университет тypизма и сервиса).
- Войдите на сайт для отправки комментариев