Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь.
Чашка оптимизма
Журнал «СПРОС»
В праздник принято говорить только о хорошем. Вот и мы в преддверии Нового года решили порадовать читателей, опубликовав результаты теста растворимого сублимированного кофе
Он, похоже, относится к тем редким продуктам, качество которых за последние годы не ухудшилось, а наоборот, стало выше.
“Что стало с нашими любимыми шоколадными конфетами, сметаной, сгущенкой, мороженым, сливочным маслом, колбасой!” – горюем мы, изучая этикетки. Теперь там вместо натуральных компонентов фигурируют искусственные добавки, а молочные и животные жиры подменяются растительными.
С быстрорастворимым кофе ситуация совершенно иная. Вряд ли кто-то всерьез грустит о двухрублевых банках с обезличенной надписью “кофе растворимый”. Ведь тогда у нас не было никакого выбора, и мы были рады, если удавалось достать не кофейный напиток, а кофе. Зато сегодня на прилавках самого скромного поселкового магазина наименований растворимого кофе не меньше десятка. А уж в солидном супермаркете весь товар и взглядом не охватишь.
Изменился и сам продукт. Сначала на смену порошкообразному кофе пришел гранулированный, затем его потеснил сублимированный.
Безотходное производство
Об “эволюции” кофе можно судить по публикациям “СПРОСа”. В первое время этот напиток фигурировал у нас чаще всего в рубрике “Антиреклама”, где шел разговор о подделках или некачественных товарах. Однако исследование, проведенное в апреле 1996 года, дало неплохие результаты: из 15 образцов испытания не прошли лишь 2.
А сами эксперты признавались: “Если в 1993 году шла просто лавина подделок, то сегодня фальсифицированный кофе – редкость”.
О качестве продукта в то время специалисты судили по ряду показателей. Главными из них были наличие или отсутствие в кофе посторонних добавок (цикория, ячменя и т. д.), а также процентное содержание кофеина и золы.
Но несмотря на то что подделок и откровенно некачественного кофе во второй половине 90-х стало значительно меньше, общее впечатление о продукции тех лет было невысоким. Очень часто даже кофе, соответствующий нормативам, обладал посредственным вкусом и слабым ароматом.
Вскоре причина подобных загадок стала ясна. Оказывается, производители научились добавлять в кофе не только цикорий и ячмень, которые эксперты без труда определяли, а еще шелуху и кожуру кофейных бобов. Вот и получалось, что продукт по всем показателям соответствует нормам, никакими “посторонними” ингредиентами вроде бы не “разбавлен”, а вкус и аромат у него пустые, невыраженные.
Взяли под контроль
Это открытие потребовало пересмотра действующих нормативов, и в январе 2003 года появился новый ГОСТ на растворимый кофе.
Теперь для определения его качества был введен еще один показатель – содержание углеводов (глюкозы и ксилозы). Он дает возможность определить, не разбавлен ли кофе отходами собственного производства. Общей глюкозы в нем должно быть не более 2,6%, а общей ксилозы – не более 0,6%. Если исследования показывают, что содержание углеводов выше, такой кофе не может называться натуральным.
Введение нового показателя немедленно сказалось на результатах теста, который “СПРОС” провел в сентябре 2003 года, вскоре после вступления ГОСТа в силу. Из 30 образцов 6 тогда сошли с дистанции как раз из-за превышения нормы по углеводам. Результаты лабораторных анализов подтвердила органолептическая экспертиза: вкус и аромат напитков оказались далеки от совершенства. Примечательно, что все 6 образцов, не прошедших испытаний, были из разряда дешевого порошкового кофе.
Волшебные кристаллы
Решив оценить современный кофейный рынок, мы ориентировались лишь на сублимированный кофе, который сегодня пользуется наибольшей популярностью у потребителей. Он представляет собой кристаллы, образующиеся при высушивании кофе в состоянии глубокой заморозки. Технология довольно дорогая, поэтому цена сублимированного кофе на порядок выше, чем гранулированного или порошкового. Однако и качество его выше, а по аромату он приближается к натуральному.
Для теста мы купили 7 банок сублимированного кофе стоимостью до 200 рублей и отдали их в лабораторию.
По всем параметрам
В ходе органолептической экспертизы оценивались внешний вид, вкус и аромат кофе.
Ни один образец не вызвал нареканий.
Из числа физико-химических показателей специалисты проверили процентное содержание кофеина, золы, количество углеводов и влажность.
Согласно ГОСТу количество кофеина в растворимом кофе должно быть не менее 2,3%. В наших образцах его содержание было разным, однако все они перешагнули указанный рубеж. Меньше всего кофеина оказалось в Tchibo Gold Selection (2,93%), а больше всего в продукте Черная карта Gold (4%).
Содержание золы говорит о наличии полезных минеральных веществ. Согласно ГОСТу в натуральном кофе золы должно быть не меньше 6%. Более высокое содержание может свидетельствовать о качестве продукта, а более низкое – о том, что в нем есть посторонние ингредиенты. Такой кофе не может считаться натуральным. Во всех исследованных образцах содержание золы оказалось оптимальным – 8,3%.
Подсчитали специалисты и количество углеводов – глюкозы и ксилозы, которые показывают наличие кофейных отходов. Но и с этими показателями все обстояло благополучно: все образцы держались на приличном расстоянии от предельно допустимых значений.
Не обошли вниманием эксперты такой важный показатель, как влажность. Переизбыток влаги может привести к развитию плесени в продукте. К счастью, содержание влаги во всех семи образцах не превысило предельно допустимой нормы.
Испытание на растворимость образцы тоже прошли благополучно. В чашке с горячей водой кофе растворялся за положенные по ГОСТу 30 секунд, а в чашке с холодной водой – за 3 минуты.
Исследование на содержание тяжелых металлов, радиоактивных элементов и афлатоксина В1 не выявило никаких нарушений. Не обнаружили в образцах и генетически модифицированных организмов (ГМО). Так что с безопасностью кофе все порядке.
Как видите, ни к одному из образцов претензий у экспертов не возникло.
Конечно, не исключено, что с более дешевым порошковым или гранулированным кофе не все так благополучно. Но тут уж каждый решает сам, стоит ли экономить на качестве.
ОТКУДА НАЗВАНИЕ?
Термин “сублимация” означает процесс перехода вещества из твердого состояния в газообразное, минуя плавление и превращение в жидкость.
Сублимированный кофе делают по технологии freez dried. Происходит это следующим образом. Сначала из молотого кофе выпаривают экстракт, получая обычный растворимый кофе. Затем с помощью специального оборудования этот экстракт замораживают при температуре - 420С, а потом измельчают и просеивают через сито. Полученные гранулы помещают в сублимационную сушилку, из которой откачивают воздух. В сушилке создается вакуум, благодаря чему вода испаряется из гранул, а сами гранулы остаются твердыми.
На сегодняшний день эта технология производства кофе самая совершенная. Она
позволяет наилучшим образом сохранить вкус и аромат продукта.
Благодарим за проведение испытаний сотрудников АНО “Союзэкспертиза” Торгово-промышленной палаты РФ
Более подробно о результатах испытаний растворимого сублимированного кофе в номере 12/2009 журнала СПРОС http://www.spros.ru/order.php
Елена КИНЧЕВСКАЯ, Елена РОЩИНА
- Войдите на сайт для отправки комментариев