Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.
Государство открестилось от потребителей. Пирожки "с котятами" теперь продавать выгоднее, чем с качественным мясом.
Как отмечают авторы послания, масштабы и эффективность государственного надзора совершенно не соответствуют массовости и системности нарушений прав потребителей. «Экономический кризис обостряет ситуацию, все чаще толкая предпринимателей не только на повышение цен, но и на сокращение своих издержек за счет снижения качества и прямой фальсификации предлагаемых товаров и услуг», – считают они.
Согласно данным опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей, примерно 80% потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги. «Результат – тысячи потерянных жизней, миллионы недожитых лет, имущественный ущерб на сотни миллиардов рублей, – сообщают авторы письма. – Продолжая целенаправленно снижать свое надзорное присутствие на рынке, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей: если еще несколько лет назад выполнялось примерно 85% таких решений, то в прошлом году – меньше половины. Снижается и уровень нематериальной ответственности за нарушения прав потребителей: уголовная – отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. Не обеспечивается реализация установленного законом права потребителей на просвещение в системе образовательных учреждений».
Более того, по мнению правозащитников, государство и само нередко действует в ущерб экономическим интересам потребителей. Так, в последние годы регулируемые на федеральном уровне цены и тарифы (на услуги ЖКХ, общественного транспорта, связи, госорганов) растут намного быстрее, чем цены на нерегулируемом рынке, становясь катализатором общего роста цен. «Через тарифы с населения принудительно собираются средства на строительство новых ТЭЦ, сетей и т.п., которые впоследствии переходят не в долевую собственность оплативших строительство потребителей и даже не в собственность принявшего такое решение государства, а в состав капитала частных компаний», – подчеркивается в обращении.
По мнению председателя Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаила Аншакова, с судебной системой, в части рядового потребителя, дела сегодня обстоят более или менее благополучно.
«У нас, например, 90–95% потребительских исков в судах по-прежнему выигрывается, – уточняет он. – Но неблагополучно обстоит дело с системой госконтроля, и здесь я могу только поддержать коллег».
По словам Аншакова, государство в последнее время последовательно разрушало систему контроля за качеством продуктов.
«Сначала отменили ГОСТы, а технические регламенты, которые должны были прийти им на смену, в массе своей не приняты – вместо 300–400 таких документов принято за 7 лет всего девять штук, – отмечает он. – Фактически сегодня наблюдается правовой вакуум – в стране нет ни ГОСТов, ни техрегламентов. Перестали «кошмарить» бизнес, проверки почти полностью прекратились и сегодня пирожки «с котятами» продавать выгоднее, чем с качественным мясом. Отменили сертификацию товаров, и сейчас предприниматели сами говорят, что лишены смысла производить качественную продукцию, поскольку конкуренты, освобожденные от такого контроля, их просто задушат».
«Конечно, в российских условиях можно купить любой документ, но это не значит, что из-за этого нужно было отменять всю систему, вместо того чтобы ее совершенствовать», - считает Аншаков.
«Это все равно, что для увеличения пропускной способности отменить светофоры и правила дорожного движения, – приводит он пример. – На потребительском рынке сегодня сложилась похожая ситуация».
Впрочем, подобные обращения вряд ли могут изменить ситуацию, считают как авторы послания, так и другие эксперты. «Надеяться на быструю реакцию не приходится, поскольку таких писем высшему руководству поступает штук по сто в день, – считает старший аналитик по потребительскому рынку «Уралсиб-Капитал» Тигран Оганесян. – Вот когда начнется предвыборная кампания, тогда другое дело».
В свою очередь, Аншаков напоминает, что часть подписантов имеет связи с властями, некоторые участники этих организаций являются депутатами Госдумы, входят в Общественную палату и т.п., так что возможности донести озабоченность до ушей руководства страны имеются. «Но если даже эти господа не могут повлиять на нынешнюю политику, то остается только развести руками, – сетует он. – А письмо – это лишь очередное обращение к царю-батюшке, причем без гарантии получить какую-либо реакцию».
Комментируя ситуацию, Петр Шелищ в беседе с «НГ» пояснил, что письмо – «это глас вопиющего, но в пустыне или нет – предстоит убедиться в ближайшее время». «Без усиления общественного мнения я на реакцию властей не надеюсь, без этого ничего не получится, – отметил он. – Тем более что все возможные способы уже использованы: я прошел все этапы и писал всем. В ответ получаю бумаги от заместителей министров, где рассказывается о каких-то мероприятиях, готовящемся регламенте на производство пищевых товаров и т.д. Одним словом – отписки».
Сергей Куликов
Независимая газета
Пять общественных организаций потребителей обратились вчера к президенту и премьеру с открытым письмом, в котором осуждают экономическую политику. Государство устраняется от контроля и защиты прав потребителей. Правительство действует против экономических интересов граждан, повышая тарифы и принуждая их оплачивать строительство инфраструктуры, которая потом передается частным компаниям.
Критическое письмо премьеру и президенту подписали руководители пяти общественных организаций – Союза потребителей Петр Шелищ, Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Анатолий Сидоренко, Российской жилищной федерации Герман Ломтев и Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
- Войдите на сайт для отправки комментариев