Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.
Охрана здоровья учащихся: новый закон и старые правовые «дыры»
Каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее – организация ООД), обязана обеспечить надлежащие условия для охраны здоровья учащихся. В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании» основные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья учащихся, включают:
- оказание в установленном порядке первичной медико-санитарной помощи (об особенностях оказания медицинской и некоторых иных видов помощи отдельным категориям учащихся см. также статью 42 данного закона), проведение (прохождение учащимися) в установленном порядке периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- организацию питания;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для занятий физической культурой и спортом, профилактики выявленных заболеваний и оздоровления;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных напитков (в том числе слабоалкогольных напитков, включая пиво), наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности и профилактику несчастных случаев во время пребывания в организации ООД;
- проведение в организациях ООД (в соответствующих зданиях, помещениях и на соответствующих территориях) санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Уточним, что реализация соответствующих мероприятий, за исключением оказания учащимся первичной медико-санитарной помощи, прохождения ими (проведения) периодических медицинских осмотров и диспансеризации (см. далее), возлагается на организации ООД. Общее руководство работой по охране здоровья учащихся осуществляет руководитель организации ООД (см. в этой связи также приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), который также вправе делегировать часть соответствующих полномочий иным должностным лицам: в частности, полномочия по организации контроля за надлежащей реализацией мероприятий по охране здоровья учащихся, соблюдением в процессе деятельности организации ООД государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов могут быть переданы одному из заместителей руководителя организации ООД, полномочия по расследованию несчастных случаев с учащимися – комиссии по расследованию несчастных случаев, и т.д.
Повышенное внимание следует обратить на обеспечение реализации прав и защиты интересов в сфере образования учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать организации ОООД. К примеру, для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, с этой целью создаются организации (в том числе санаторного типа), в которых, наряду с обучением, проводятся также необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия. Кроме того, обучение таких учащихся может быть организовано на дому или в медицинских организациях – в соответствии с выданным в установленном порядке заключением медицинской организации (см. в этой связи также Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) и рассмотренным в установленном порядке письменным обращением родителей (иных законных представителей) учащихся (см. в этой связи также Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ), нуждающихся в таком обучении. Порядок регламентации и оформления отношений образовательной организации и родителей (иных законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части обучения по основным общеобразовательным программам на дому (в медицинских организациях) определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет свою деятельность соответствующая организация.
Несколько слов о мероприятиях по охране здоровья учащихся, не относящихся к компетенции организаций ООД, но реализуемых с их участием (в форме организационно-информационного взаимодействия с соответствующими медицинскими и иными организациями). Так, организация оказания учащимся первичной медико-санитарной помощи возлагается на органы исполнительной власти (соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) в сфере здравоохранения. Общий порядок оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи определен приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н, однако (см. также далее) действие данного порядка распространяется только на оказание соответствующего вида помощи взрослым гражданам. При оказании – в экстренных ситуациях – первой помощи следует руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н.
Прохождение учащимися диспансерного наблюдения организуется теми медицинскими организациями, в которых учащиеся получают первичную медико-санитарную помощь. Порядок диспансерного наблюдения определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1348н (о диспансеризации учащихся в возрасте 18 лет и старше см. приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 1006н).
Профилактические медицинские осмотры учащихся дошкольного и школьного возраста организуются в порядке, установленном совместным приказом Минздрава России и Минобразования России от 30 июня 1992 г. № 186/272. Кроме того, учащиеся в возрасте до 18 лет при поступлении в образовательные организации профессионального образования по соответствующим специальностям (направлениям) подготовки должны проходить предварительный медицинский осмотр в порядке, указанном в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697 (о порядке прохождения профилактических (периодических) медицинских осмотров учащимися в возрасте 18 лет и старше см. приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1011н).
Подытоживая, обратим внимание на то, что в нормативной базе, регламентирующей вопросы охраны здоровья учащихся, по-прежнему остаются заметные пробелы. Так, Федеральным законом «Об образовании» предусмотрено, что расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации ООД, должен осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (в настоящее время – Министерство образования и науки Российской Федерации), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (в настоящее время – Министерство здравоохранения Российской Федерации). Однако ранее действовавший порядок расследования и учет отменен, а новый – до сих пор не вступил в действие, и т.д. Кроме того, по-прежнему применяется значительное количество нормативных актов, нуждающихся в замене в связи со значительными изменениями последних лет в законодательстве (включая упоминавшийся ранее порядок организации профилактических медицинских осмотров учащихся).
- Войдите на сайт для отправки комментариев