Все мы, когда здоровы, легко даем хорошие советы больным.
ВАЛЬДОРФСКАЯ МЕТОДИКА: УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?
Многие родители скрупулезно продумывать стратегический план по взращиванию гениев.
В три года дети таких родителей уже умеют читать и писать, а в пять решать уравнения.
Профессор права китаянка Эми Чуа в начале 21 века буквально бросила всему миру "Боевой клич матери-тигрицы" и заявила, что детям нельзя заводить детей, нельзя не быть номер один в классе, ходить на вечеринки, смотреть мультфильмы, самостоятельно выбирать факультативы и вообще жить, а можно только учиться…
Так вот таких родителей в мире не мало, но становятся ли от этого счастливее их дети? С этим аргументом в последнее время особую популярность набирают теории домашнего воспитания, которые большое внимание уделяют развитию личности ребенка. В данном материале мы расскажем вам о, так называемой, вальдорфвской педагогике.
Истоки
Вальдорфская методика воспитания детей была придумана австрийским философом, архитектором и художником Рудольфом Штейнером, тем самым, который повлиял на творчество Йозефа Бойса. В основу этой методики Штейнер заложил созданное им же "учение о духе" - антропософию, целью которого было открыть людям методы саморазвития посредством мышления. Кстати, среди последователей этого учения замечены Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Андрей Тарковский, Василий Кандинский, Альберт Швейцер и другие "великие умы человечества". Из антропософии в вальдорфвскую систему Штейнер перенес образное мышление, сопереживание и чувственное познание как способ обучения.
В чем заключается вальдорфская методика?
В вальдорфвских школах ребенку предоставляется возможность развиваться в его собственном, комфортном темпе без "опережения", это и есть основной метод педагогики и называется он - метод "экономии души". В период до полового созревания у ребенка развивают память, учат прислушиваться к своим чувствам, мыслить образно, а после - в учебный материал включают понятия и работают с абстрактным мышление.
Например, ребенка учат запоминать не с помощью наблюдения за процессом, а посредством участия в нем, ставя на первое место эмоциональную память (ее эффективность не раз доказывал миру небезызвестный Жан-Поль Сартр).
В таких школах все направлено на развитие фантазии ребенка - пособия и игрушки как tabula rasa, готовых решений или задач здесь не предлагают. Материалы подбирают в зависимости от интересов детей. Например, с учетом того, что детям в возрасте до 9 интересны активные игры, сказки и подражания, эти виды активности и заложены в образовательную программу начальной школы, а в возрасте 9 лет, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира и начинает интересоваться сутью вещей, вводятся реалистические предметы, к примеру краеведение или зоология.
На всем периоде обучения учителя стараются развить три главных качества – в начальной школе это воля, в средней – чувства, а мышление - в старших классах. Все материалы в вальдорфвских школах преподносятся «эпохами» по 3-4 недели изучения. Такое разделение позволяет ребенку порционно погружаться в изучение предмета на необходимый для этого период времени, потом же дается небольшой перерыв. В вальдорфвских школах делится, кстати, не только сам учебный год, но и день – духовная часть предполагает активное мышление, душевная - обучение музыке и эвритмическому танцу, а креативно-практическая посвящается творчеству: лепке, рисованию, шитью и так далее.
Большое внимание уделяется подбору педагогов, в частности потому что целью этой методики является избежать возможного отрицательного влияния на развитие ребенка, поэтому отсутствие контроля над собой у педагога исключает возможность его работы в системе. Кроме того, учителя должны уметь выстраивать общение с детьми таким образом, чтобы ученики становились самостоятельными, не привязывались к педагогу. В классах не существует духа соперничества, а чтобы исправить ребенка, его сажают за парту с таким же как он, давая возможность взглянуть на себя со стороны и самостоятельно осознать плохое поведение.
Особенность методики по сравнению с другими
Конечно, несомненным плюсом вальдорфской системы в современном обществе является тот факт, что в этой системе к ребенку и к детству относятся с уважением. К тому же подобная система обучения исключает проявление социальный различий внутри ее.
Цель педагогики - развить природные способности каждого ребенка и укрепить у него веру в себя.
В средней школе даже нет оценок (в конце года учителя просто составляют детальный отчет-характеристику). До старшей школы у детей нет учебников, только тетради, в которых они сами составляют учебные пособия.
В целом в методике вальдорфа описан междисциплинарный подход, который сегодня становится популярным. Здесь учат самостоятельно находить связи между явлениями в геометрии и истории, литературе и природоведении и при этом ценить и любить мир.
Многие считают, что подобное обучение не дает ребенку знаний в том объеме, в котором они необходимы для подготовки в вузы, однако практика последних лет все чаще указывает на ограниченность таких знаний. Цель вальдорфсвской педагогики прежде всего научить ребенка мыслить, а не дать ему алгоритм решения задачи поступления в высшее учебное заведение.
Так же часто вальдорфвскую методику обвиняют в сложности адаптации в обществе для детей, и на эту тему можно рассуждать бесконечно долго. Тем не менее, в случае удачного обучения по вальдорфвской методике ребенку с развитым мышлением и уверенностью в себе не составит труда найти способ социализации, а в обычных школах, кстати, этому тоже не учат.
- Войдите на сайт для отправки комментариев