Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Школьная гигиена осанки
Вследствие пренебрежения правильным положением тела в начальной школе, многие учащиеся вступают в среднюю школу с опущенными головами, приплюснутыми грудными клетками, торчащими лопатками и другими деформациями, которые должны быть исправлены еще на школьной скамье. Физические дефекты осанки встречаются настолько часто у детей младшего подросткового возраста, однако их достаточно легко исправить в столь юном возрасте. Именно поэтому весь класс должен регулярно и систематически выполнять упражнения с целью противодействия вредным привычкам и ограничениям классной работы. Начиная с третьего года школьного обучения, большинство школьников проводит сидя по крайней мере 80% учебного дня, что равно 4-5 часам. Опустив подробности влияния такого образа жизни на физиологические процессы, которые начинают протекать менее интенсивно, нетрудно заметить его влияние на осанку.
Рис. 97. Подъем плеч при работе за чрезмерно высоким столомПоложение сидя само по себе способствует частичному расслаблению, и в результате приводит к привычке сидеть, лениво развалившись и расслабившись. Такая привычка вырабатывается у учеников в результате невнимательности учителя, а также благодаря неудобной мебели в гостиной, чтению стоя и разболтанной походке. Большинство школьных занятий проводится с задействованием рук и предплечий, способствуя наклону передней части туловища.
Это приводит к сжатию груди и опусканию головы и позвоночника вперед и вниз. Чтение, черчение, рисование, изучение карт, шитье - всё это требует похожего положения тела, однако неизбежно приводит к тем же дефектам осанки. Даже мануальная тренировка, призванная придать мышцам тонус и активность, не столь полезна, как кажется, из-за того, что ребенок находится на ногах. Эти условия являются неизбежной и необходимой частью занятий, именно потому необходимо тщательно выполнять их, уделяя достаточное количество времени школьной гигиене, влияющей на осанку. Человек, который изобретет устройство для легкого регулирования уровня школьных парт и стульев, окажет человечеству неоценимую услугу, поскольку там, где встречается регулируемая мебель для обучения, трудность регулировки сводит на нет полезность мебели.
Рис. 98. Положение тела за низким столомПоследствия воздействия школьной мебели на осанку показаны на прилагаемых изображениях и принадлежат авторству доктора Скаддера (Хартвелл, Бостон). Если стол слишком высокий, плечи, голова и грудь теряют правильное положение (рисунок 97). Если стол слишком низкий, ребенок сутулится и обретает положение, наиболее неблагоприятное для осанки (рисунок 98). Слишком высокий стул заставляет ребенка скользить вниз по сиденью в попытке дотянуться ногами до пола, и это приводит к слишком большому углу наклона таза и позвоночника. Низкий стул заставляет верхнюю часть тела обретать положение «усталого человека».
Правильно отрегулированный стул должен позволять сидящему поставить стопу на землю. Так бедро будет находиться в горизонтальном положении. Стол должен быть такой высоты, чтобы при сидении за ним ученик мог поставить на него локоть, а предплечье расположить на столе горизонтально. Расстояние между стулом и столом, расстояние от глаз сидящего до стола, угол наклона столешницы и отношение стола и падающего на него света, форма и наклон спинки и сиденья стула – всё это играет важную роль для формирования осанки у детей. Boston School House Commission содействовали открытию школы, в которой были учтены все важные моменты относительно мебели.
Рис. 99. Мальчик обучается грамматике в начальной школеОчевидно, что если ученику приходится наклоняться вперед, чтобы работать, стол должен быть немного выше.
Усилия, которые прикладывают дети с неполноценным зрением или слухом, также влияют на осанку, поскольку зачастую выдвижение головы вперед является неизбежным в большинстве случаев. Это добавляет еще один аргумент в пользу того, чтобы рассаживать учеников в классе сообразно уровню их слуха и зрения, таким образом, их усилия будут сведены к минимуму. Возникает необходимость и в формировании культуры правильного сидения, несмотря на наличие необходимой мебели. Ягодицы должны полностью располагаться на сиденье, при этом ребенок должен иметь возможность откинуться назад с расслабленными плечами, не испытывая никакого неудобства. Рисунок 100 иллюстрирует правильное положение тела ребенка, сидящего за обычной школьной партой. В таком положении ребенок может находиться довольно долго без усталости. Существенное отличие этого положения в том, что таз и позвоночник находятся в естественном соотношении друг к другу, а значит, позвоночник не сгибается неестественным образом.
Расположение рук и плеч в сидячем положении играет важную роль. Безусловно, правильнее всего располагать руки по бокам или складывать их на животе. Если по дисциплинарным причинам руки должны оставаться на виду, ребенок должен разместить их на краю стола, по возможности так близко к телу, как он может это сделать, плечи при этом должны быть расправлены, грудь не должна скругляться при вытягивании руки вперед.
Рис. 100. Школьная мебель правильной высотыНельзя допускать, чтобы у ребенка развивалась привычка складывать руки за спиной между поясницей и спинкой стула. Если ягодицы и плечи находятся в правильном положении, такое расположение рук приводит к развитию лордоза (преувеличению поясничной кривой). В норме у ребенка до 13 лет при сидении и правильной осанке поясничный изгиб практически отсутствует. Ошибочно полагать, что размещение рук в образовавшемся спинном прогибе безопасно для ребенка. Нет ничего более губительного для правильной осанки, чем привычка сидеть, заложив руки за спину.
Прочие дефекты осанки, возникающие в результате складывания рук за спиной в положении сидя, выражаются в смещении вперед верхнего или нижнего отдела позвоночника таким образом, что сидящий начинает съезжать вперед на стуле (рисунок 101) либо складывает руки на животе или за головой (рисунок 102). Два этих положения тела одинаково небезопасны из-за того, что в них голова и грудь наклоняются вперед. Следует помнить, что детям свойственна природная неугомонность, и эту потребность необходимо уважать, позволяя ребенку сидеть естественным образом. Положение, которое необходимо соблюдать ребенку, не определяется формой мебели, оно должно систематически корректироваться и упорядочиваться родителями, чтобы ребенок мог избежать привычки сутулиться в положении сидя. Кроме того, расслабленное положение тела не должно становиться для ребенка привычным. Основным принципом гигиены осанки должен стать следующий: необходимо чередовать различные положения тела в любой ситуации, как в положении сидя, так и в вертикальном положении.
Рис. 101. Сползание вперед в положении сидя из-за рук, размещенных за спинойБезусловно, огромное значение имеет положение тела при письме. Наиболее оптимальной позицией является то положение тела, в котором обе руки опираются о стол. Тем не менее, такая позиция тела должна наблюдаться и корректироваться учителем, особенно во время процесса письма. Большое значение также имеет источник света, количество света, инструменты для письма, качество бумаги и цвет чернил (пасты).
Положение тела учащихся во время марширования или стояния может стать хорошим средством взращивания правильной осанки, особенно в том случае, когда детям не позволяется находиться в небрежной позе. Автору известен пример улучшения осанки в одной школе оживленного марширования при переходе из одного корпуса в другой, который пришел на смену унылому шарканью большого количества сутулых детей. Для подобных мероприятий можно использовать барабан или ударные инструменты, чтобы создать атмосферу солдат на марше.
Рис. 102. Правильное положение для сидения, не нуждающееся в комментарияхЧтение публичных докладов или выступления перед классом могут стать одним из повседневных факторов влияния на осанку. Как таковые, они могут даже исправить дефекты неправильной осанки или наоборот - стать инструментом культивирования вредных привычек. Между тем вертикальное положение тела не должно сохраняться долго неподвижно. Напряжение мышц ног должно быть равномерным. Обычно в таком положении тела человек смещает вес тела на одну ногу, другая же нога при этом расслаблена. Такая позиция тела вредит организму и осанке прежде всего, поскольку приводит к одностороннему наклону таза и часто сопровождает боковое искривление позвоночника (рисунок 103 согласно доктору Мошер). После тщательного изучения предмета, доктор Мошер рекомендует принимать положение, показанное на рисунке 104. Оно пригодно для длительного пребывания в положении стоя и облегчает нагрузку на ноги. Вес в основном приходится на одну ногу, однако из-за того, что вторая нога так же поддерживает тело, положение таза сохраняется ровным, а смена ног при длительном стоянии предотвращает чрезмерное утомление. Предполагается, что выставив одну ногу вперед в положении стоя, у человека будет возможность дольше удерживать тело в вертикальном положении безболезненно.
Привычка наклоняться в сторону, иллюстрируемая рисунком 103, относится не только к периоду стояния. Эта привычка также может проявлять себя во время ходьбы, при которой одна нога неизменно проседает больше, чем другая. Ни одно школьное требование не является более губительным для осанки, чем переноска книг. Возможно, если бы с этим «злом» удалось покончить, проблема плохой осанки, вероятно, решилась бы сама собой.
Рис. 103. Односторонняя позиция с упором на одну ногуРис. 104. Корректное положение тела при длительном нахождении в положении стоя
В школах, ученики которых не носят книги с собой, большое внимание уделяется культуре физического развития. При постоянном ношении книг в школу и домой, у ребенка в буквальном смысле формируются дефекты осанки. Мальчики и девочки по-разному переносят книги. Если дать задание ребенку упаковать свои книги и пройтись по комнате, станет ясно, что мальчики переносят груз, пользуясь рукой полностью и держа груз на бедре (рисунок 105), а девочки несут груз чуть впереди, толкая его бедром (рисунок 106). Плечо мальчика будет выше относительно линии расположения книг, а плечо девочки – чуть впереди. Оба положения тела вредны и могут привести к развитию боковых искривлений позвоночника. Также в таком положении возникает преувеличение кривых позвоночника (рисунок 107). Становится практически невозможным корректировать осанку ребенка, который привычен к подобным нагрузкам, приводящим к систематическому искажению правильного положения тела.
Рис. 105. Мальчики и девочки переносят книги по-разномуПлечо, расположенное выше, у мальчиков всегда находится на стороне книг, находящихся подмышкой.
Лучший способ избавиться от этой губительной привычки – перестать переносить книги. Когда было обнаружено, что пяти часов в день вполне достаточно для обучения ребенка, многие (примечание: британские) школы исключили обязанность переноски книг школьниками. Это стало возможным за счет перераспределения учебной нагрузки из расчета занятий в дневное и вечернее время. Основным стал метод разделения нагрузки между двумя группами. Каждый член группы приносил в школу свою часть учебников, этот метод был достаточно успешен (рисунок 108). Второй метод был весьма интересным: каждый ребенок носил в школу определенный учебник одну неделю, в это время другой ребенок приносил учебник по другому предмету. Учащиеся чередовались по принципу неделя через неделю. Подобные методы помогли учащимся избежать бокового искривления позвоночника, однако не смогли покончить с переднезадними дефектами осанки из-за нагрузок, вызванных ношением тяжестей. Например, самым лучшим немецким портфелем, являлась обычная сумка. Рюкзаки в этой стране стали популярнее позднее. Используемые ранее мешки или ремни для книг были немногим менее вредны, чем односторонняя переноска книг в целом. Привычка ношения таких мешков в одной руке приводила к тому, что плечи детей искривлялись очень быстро.
Опущенное плечо сопутствует удержанию книг рукой" style="padding-right: 10px; padding-bottom: 5px; max-width: 100%; width: auto; height: auto;" /> Рис. 106 Привычка девочек переносить книги, держа их одной рукой, приводящая к искривлению спины. Опущенное плечо сопутствует удержанию книг рукойВ британских городах, где была распространена вечерняя форма школьного обучения, детям приходилось носить учебники домой. Было установлено, что вес некоторых стопок книг достигал 10-12 фунтов. В то время наиболее удобной была идея создания специальных раздевалок со шкафчиками, где дети могли бы хранить свои вещи. По мнению автора книги, в каждой школе вполне могло бы найтись место для детских шкафчиков, что, как известно, и произошло в настоящее время. (Примечание: Во времена написания книги школьные шкафчики впервые были выделены детям в одной из школ Нью-Йорка).
В то время как предметом данного обсуждения являются факторы, воздействующие на осанку, нельзя не упомянуть вопросы школьной гигиены, так же оказывающие влияние на составляющие правильной осанки и хорошего телосложения. Классы, в которых существует постоянный доступ к свежему воздуху, особенно, если среди учащихся есть дети, страдающие от анемии или переболевшие туберкулезом, существенно улучшают состояние детей и общий тонус организма. Кроме того, большое значение имеет и школьный рацион. Заметный эффект улучшения осанки может наблюдаться тогда, когда ребенок, не получающий достаточного количества питательных веществ, начинает нормально питаться. Внимание автора книги привлекли два класса, в которых обучалось сорок и пятьдесят детей. Во второй учебный год ни один из детей не смог пройти плечевой тест. Это выглядело как провал теста, однако учащиеся других классов также не смогли показать хорошие результаты. Эта школа относилась к разряду «смешанных», и большинство учащихся было из малообеспеченных семей, а значит, дети систематически недоедали. Примерно в это же время в младших классах школы было введено правило о приеме чашки молока и коротком послеобеденном сне, продолжительностью 15 минут.
Рис. 107. Осанка девочек, формируемая при переноске книг. Вид сзадиЧерез несколько дней большинство детей приобрело привычку вздремнуть в отведенное для этого время. Комбинированный обед и отдых на воздухе позволили добиться улучшения психического состояния учащихся, кроме того, оставшиеся часы обучения, как правило, использовались для чтения или других видов работ, которые обычно практикуются в утреннее время. Фактически дети просто откликнулись на корректирующие упражнения, и в течение месяца в классе едва ли нашелся бы ребенок, который не смог бы выполнить тройной тест. Возникает резонный вопрос, насколько эффективно работали бы учащиеся и как быстро были бы устранены проблемы обучения при использовании таких простых средств, как чашка молока и 15 минут отдыха в спокойной обстановке?
Все условия, которые провоцируют усталость, оказывают прямое влияние на качество осанки. В связи с этим большое значение придается школьным программам обучения. Тенденция перерывов между занятиями важна для гимназических классов и старшеклассников. Когда промышленные предприятия обнаружили финансовые преимущества, которые дают производству перерывы в рабочем процессе (в частности, меньшее количество ошибок и повышенную производительность труда), вопрос о подобных перерывах в течение процесса обучения оказался одним из самых актуальных.
Кроме того, влияние учителя может отражаться даже на таком факторе, как домашняя гигиена. Влияние школы особенно заметно в таких вопросах, как личная и учебная гигиена ребенка. Многие учителя повлияли на аккуратность девочек, привили мальчикам привычку заправлять рубашку в брюки, а также носить удобную одежду, которая бы не стесняла движения ребенка. Взаимодействие множества гигиенических факторов позволяет отметить важность школы в этом аспекте в рамках системы обязательного образования. Здоровье и нормальное развитие ребенка должно быть фундаментальным аспектом образовательной системы.
Рис. 108. Коррекция осанки путем распределения нагрузкиПринято думать, что осанка человеческого тела - это нечто само собой разумеющееся, то, о чем природе положено заботиться без специальной помощи. Однако всегда было известно, что многие дети, а также взрослые имеют неправильную осанку, появление которой можно предотвратить. Правильная осанка на самом деле достаточно зыбкое понятие, и большая часть понятий о ней колеблется, исходя из идей, заложенных в сознание человека. Все нюансы, которые необходимы для правильного развития спины, груди, плечевого пояса и ног были подробно рассмотрены в предыдущих главах. Дальнейшие причины, по которым нельзя отпускать вопрос хорошей осанки на самотек, будут подробнее изложены далее. Эти причины зависят от нескольких факторов, в том числе и от роста ребенка. Основная особенность костной структуры растущего организма – её податливость, особенно ярко выраженная в годы активного роста ребенка. В это время привычные положения тела для отдыха и активности могут прочно укорениться в костной структуре, и в дальнейшем с трудом подвергаются коррекции, либо не подвергаются ей вообще. Скелет на самом деле не является неизменной субстанцией, как принято полагать. Привычное положение тела или растяжение мышц в привычных позах может так изменить костную структуру, что рост человека уменьшается, происходит изменение постоянного градуса угла суставов и линий и контуров тела.
Еще один элемент, который требует целенаправленных тренировок в течение вегетационного периода - это мышечная чувствительность или чувство равновесия, о котором неоднократно упоминается в этой книге. Инстинктивное стремление младенца принять вертикальное положение означает, что факт подержания этого положения бессознательно регулируется нервными центрами, однако данная регуляция не исключает возможности приобретать неправильную осанку. Самым мощным деформирующим фактором является быстрая смена пропорций тела в период активного роста. Мышцы ребенка должны удерживать сравнительно большую голову и туловище на коротких ногах, потому ноги начинают расти быстрее, чем остальные части тела, и вскоре центр тяжести у ребенка смещается вверх из-за длинных ног и сравнительно небольшой головы и туловища. Мышцы рук чувствуют увеличение веса быстрее, чем мышцы, удерживающие плечевой пояс. Вегетационный период, таким образом, становится периодом постоянной перегруппировки, и неудивительно, что мальчики и девочки не знают, куда девать руки или ноги, или не способны принять комфортное для осанки положение тела. Физическая основа образования находится под пристальным вниманием, однако необходимо уделять больше времени подготовке правильного вертикального положения тела у детей, поскольку пока что его значение с медицинской и физической точки зрения не определено. Несомненно, придет время, когда тестирование физического состояния ребенка превзойдет по значимости прочие тесты образовательной системы. И, конечно, в зависимости от правильности или неправильности осанки можно будет выяснить, зависит ли от этого параметра неуспеваемость ребенка или проблемы в обучении вызваны особенностями склада ума.
Чистка зубов по ссылке
- Войдите на сайт для отправки комментариев