Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Негативное влияние современной информационной среды на психическое здоровье детей (по материалам выступлений Д.И. Фельдштейна, академика и вице-президента Российской академии образования)
Главная особенность современного информационного общества – снятие общекультурных и психологических барьеров между разными странами, народами, все более активная представленность открытости мира человеку и человека всему миру.
Информация, буквально заполонила мир человека, она воздействует на людей, изменяя их потребности, возможности, обусловливая и обеспечивая практически новую природу общения человека, уровни и характер отношений, в целом, формирует фактически новый способ его жизни и, в частности, что, в данном случае, для нас важно, условия и формы получения, присвоения знаний, формируя сложное соотношение информации, знания, познания. font-family:"Times New Roman","serif"">
У многих современных детей отмечаются сейчас глубинные изменения восприятия, сознания, мышления, потребностно - мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия. font-family:"Times New Roman","serif"">
justify;text-indent:35.45pt">Наиболее выражено особенности и характер всех этих процессов проявляются в Детстве, когда формируются социально-психологические особенности человека, его умственные способности, осуществляется процесс социализации и индивидуализации, осваиваются нормы обществаИ именно в этих процессах произошли сейчас большие изменения, которые определяют специфику развития современного Детства, многие характерные особенности его реального состояния и функционирования в качественно изменившемся социокультурном пространстве. font-family:"Times New Roman","serif"">
Весьма тревожно, что четко наблюдается отстранение взрослого Мира от Мира Детства, дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. font-family:"Times New Roman","serif"">
Уже с дошкольного, младшего школьного возрастов ребенок находится в огромном развернутом социальном, в том числе, новом знаниевом пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. font-family:"Times New Roman","serif"">
Информация не имеет структурно-содержательной логической связи, подается не системно, а бисерно - не просто не вписывается в систему образования, но представляет собой качественно иной тип, противостоящий стационарному образованию, принципиально меняющий, не только сочетание зрительного и слухового восприятия детей, но и структуру их мышления, самосознание и миропонимание. font-family:"Times New Roman","serif"">
Резко изменилась система отношений не только взрослых и детей, но изменившихся отношений самих взрослых (отношения между родителями, понимания ими ценностей, а главное, потеря ими ответственности за детей, приводящей к психическому напряжению последних). font-family:"Times New Roman","serif"">
Отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка — неуверенности, одиночества, страха, и в то же время — инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, то есть те современные приобретения Детства, которые являются тяжелой потерей для него. font-family:"Times New Roman","serif"">
Рассмотрим качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка
(материалы исследований, проведенных в Психологическом институте Российской академии образования, Московском городском психолого-педагогическом университете, факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Институте психологии РАН).
Во-первых, в минимально короткий пятилетний период, с 2005 года начиная, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Например, если в 2006—2007 годах линейное визуальное (наглядно-действенное и наглядно-образное) мышление у дошкольников было развито как «среднее», то в 2011 — уже как «крайне слабое»; структурное визуальное (закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения) мышление в 2006—2007 годах было развито как «хорошее», а в 2011 — уже как «среднее».
Остальные компоненты когнитивного развития проявляют такую же тенденцию. Так, развитие дивиргентного мышления (креативности) снизилось с «хорошего» до «слабого». font-family:"Times New Roman","serif"">
Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-четвертых, обследование познавательной сферы Старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах XX века это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей. font-family:"Times New Roman","serif"">
Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-пятых, обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. font-family:"Times New Roman","serif"">
Дефицит произвольности — как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника — является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными Российской академии образования. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану начиная с младенческого возраста. Так, по данным американских ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10—12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника ВСЁ свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка. font-family:"Times New Roman","serif"">
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать звуковую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4—5 местах по силе проявления, то в 2011 году тревожность у 12—15-летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-девятых, все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга». самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-десятых, у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности. Ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти. Образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-двенадцатых, в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10—15%. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. А приблизительно у 20% детей наблюдаются минимальные мозговые дисфункции. font-family:"Times New Roman","serif"">
Резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией».
В-тринадцатых, имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%, а дисгармоническое развитие (психопатии) — у 26,5%.
font-family:"Times New Roman","serif"">
В то же время, в-четырнадцатых, все увеличивается, что вселяет оптимизм, категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей — лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, — художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-пятнадцатых, знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. font-family:"Times New Roman","serif"">
В-шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90-х годов, но и началом нового столетия. Так, с 2007 г. начиная, на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. font-family:"Times New Roman","serif"">
Образованность, в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать, — занимают последние места в этой иерархии.
ККИДППО
г. Краснодар, КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
font-family:"Times New Roman","serif"">
- Войдите на сайт для отправки комментариев