Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья - это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне - то должно быть и всем хорошо!
Почему дети не любят читать, или Как адаптировать ребенка к чтению?
Подчеркивая важность чтения, А. Герцен в 19 веке писал: «...Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания...».
Но это знаем мы, взрослые!
Дети же об этом, пожалуй, не подозревают. Как воспитать в ребенке любовь к чтению?
Почему так сложно бывает подвигнуть детей не только на чтение книг «по вкусу», «по душе», но еще сложнее – на чтение классической литературы, которую они изучают в школе (программных произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и др.)?
Я задумывалась над этим вопросом.
И вот к какому выводу пришла: классика отличается от беллетристики отсутствием развлекательности, большим драматизмом описываемых событий, глобальностью поставленных в ней вопросов, часто – скучным, нравоучительным сюжетом, и это все психологически подавляет ребенка.
Не каждый взрослый способен выдержать такой накал серьезного отношения к жизни, трагического мировоззрения классических авторов. А мы требуем этого от детей, весь душевный строй которых нацелен на легкость и радость бытия! Отказываясь читать классическую литературу, ребенок как бы включает защитную функцию, оберегая свою психику от насилия над ней. Меня, как библиотекаря и учителя, всегда в большей степени настораживали не те дети, которые не хотят читать классику, а те, которые ее читают под воздействием мнения взрослых.
В одной из телевизионных программ Юлии Меньшовой «Наедине со всеми» актер Армен Джигарханян очень тонко подметил, что «любой процесс воспитания есть насилие над личностью». Совершенно с этим согласна. Пытаясь сформировать из ребенка «правильного человека», мы часто прибегаем к психологическому насилию над ним.
Вопрос воспитания (каким оно должно быть?) – наверно, самый сложный на свете и не имеет одного единственного ответа. Это касается не только школьных учителей, но и родителей. Знаю такие примеры, когда пытаясь добиться от ребенка послушания в каком-либо вопросе, родители запирают его на ключ в детской комнате с книгой, уверенные, что таким способом приучат его к чтению.
Не пытайтесь добиться от ребенка любви к чтению таким вот садистским способом! Думаю, что ничего, кроме протеста и ненависти к чтению в его душе это не вызовет. А в детской памяти прочно поселится негативное отношение к книгам вообще. Вспомните себя в детском возрасте, разве вы любили читать то, что задает вам учитель?
Разве вам не хотелось порезвиться, вместо того чтобы сидеть дома со скучной книжкой в руках? «Что же тогда делать? – спросите вы. – Как обратить внимание своего чада на книгу?»
Приведу пример из личного опыта. Задавая своим ученикам чтение по программе, я даю им задание не написать о прочитанной книге, а нарисовать то, что они чувствовали, читая ее. Сначала такие задания удивляют ребят, но потом они начинают испытывать радость от того, что прочли именно эту книгу и «прожили» с ней фейерверк эмоций.
Так на глазах раскрываются дети, которые еще несколько дней назад испытывали недоверие к литературе. Посмотрите с ребенком какой-нибудь мультфильм (кинофильм) по мотивам известной детской книжки, сходите с ним на спектакль в театр по мотивам какого-нибудь детского произведения, нарисуйте цветными красками вместе с ним те чувства, эмоции, которые в вас вызвали эти просмотры, предложите ребенку самому прочесть эти истории из книг, чтобы сравнить их с мультфильмом или спектаклем.
Расскажите об авторе произведения, о том, какие интересные истории он еще написал, и самое главное, поведайте юному человеку, как та или иная книга, тот или иной персонаж помогли лично вам в жизни. С детьми постарше можно устроить модный теперь «шопинг» по книжным магазинам, предложить ребенку самому выбрать книгу, которая ему понравится и которую он не прочь почитать.
Одним словом, общайтесь с вашими детьми, делитесь с ними своими впечатлениями от книг и увидите, как дети потянутся к вашей личности, а после – и к книгам, про которые вы с такой теплотой вспоминаете или которыми восхищаетесь!
И это важное правило: «Делай как я, но оставайся самим собой!»
Автор: Марина Кузнецова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-71590/
© Shkolazhizni.ru
Автор: Марина Кузнецова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-71590/
© Shkolazhizni.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев