Скромность в еде отпугивает болезни.
ОЗПП: Защита прав потребителей - шаг вперед, два шага назад
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) в предверии Всемирного дня защиты прав потребителей провело сравнительный анализ российского законодательства и законодательных норм ЕВРОСОЮЗА.
Вывод неутешительный.
Россия в области защиты прав потребителей отстала от Европы на 20-25 лет, разрыв продолжает увеличиваться.
Напомним, впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года.
Спустя два года Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.
Кодекс потребителя включает восемь прав.
Первые четыре основных правила озвучил ещё 15 марта в 1961 году Джон Ф. Кеннеди в Конгрессе США – это право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.
Позднее Всемирная организация союзов потребителей добавила еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В России этот день получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года, которым стали регулироваться отношения между потребителями и изготовителями, импортёрами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Во Всемирную Организацию Союза потребителей РФ вступила в 1996 году.
ОЗПП отмечает, что российское законодательство с самого начала вобрало в себя наработки нормотворчества западной системы права. Принятый одним из первых в 1992 году основополагающий нормативный акт - закон «О защите прав потребителей» для своего времени был довольно прогрессивным.
Однако за прошедшее время с момента его принятия ряд правоотношений в потребительской сфере в области страхования, услуг связи, ЖКХ и других стал регулироваться отдельно специальными нормами права. При этом уровень защищенности потребителей в этих сферах стал ниже. Серьезной проблемой является недостаточная нормативная база в сфере технического регулирования.
С принятием в 2002 году закона «О техническом регулировании» действовавшие ранее ГОСТы в области качества продукции стали для отечественных производителей необязательными.
Однако их планируемая замена техническими регламентами произошла только на менее 10% номенклатуры потребительских товаров. Другой существенной проблемой является фактический развал системы государственного контроля и надзора. Принятые поправки в законодательство резко ограничили полномочия государственных контролирующих органов, фактически сведя их деятельность к профанации, когда плановая проверка предприятий может проводиться не чаще чем раз в три года, а для внеплановой проверки необходима санкция прокуратуры и уведомление проверяемого за сутки.
Российская нормативная база также серьёзно отстала в сфере электронной коммерции и дистанционных форм продаж, где серьезное распространение получили недобросовестные практики и откровенное мошенничество.
В странах Евросоюза ещё в 2008 году задумались над укреплением прав потребителей в сфере дистанционной торговли.
23 июня 2011 года Европейский Парламент подавляющим большинством голосов принял Директиву по защите прав потребителей, предложенную Европейской Комиссией. И вот теперь с 13 июня 2014 года Директива ЕС 2011/83/EC вступила в силу. Новое законодательство ЕС укрепило права потребителей во всех 27 государствах-членах.
Тогда после голосования вице-председатель Европейской Комиссии Вивьен Рединг так прокомментировала нововведение: «Это хороший день для 500 миллионов потребителей в Европе. Принятая сегодня новая Директива ЕС усилит права потребителей, запретит интернет-мошенникам обманывать людей, заставляя платить за гороскопы или рецепты, которые якобы предлагаются бесплатно. Покупатели больше не будет попадать в ловушку, покупая нежелательные страховки или аренду автомобиля при онлайн покупке билета. У каждого покупателя будет 14 дней, если он захочет вернуть товар, купленный дистанционно, будь то по интернету, почте или телефону».
Теперь в странах ЕС после покупки посредством прямой продажи (вне предприятия) или продажи на расстоянии (онлайн, по телефону или электронной почте) потребитель имеет право отказаться от договора как минимум в течение 14 дней после получения товара.
Наш российский потребитель находится несколько в иной ситуации, чем западный. Российский потребитель вправе отказаться от товара после его передачи в течение минимальных 7 дней. Кроме того, это правило работает только для дистанционной торговли (т.е. ситуации, где потребитель не имеет возможности при заключении договора непосредственно ознакомиться с приобретаемым товаром, например, приобретая через интернет, по телефону или электронной почте). Европейские же правила касаются и дистанционной торговли, и вообще всякой торговли «вне помещений для ведения торгово-промышленной деятельности».
Европейским потребителям, вернувшим товар, деньги должны быть возвращены в течение 14 дней с момента отказа от договора, у нас же конкретный срок возврата уплаченных денежных средств не прописан, ориентироваться предлагается на так называемый разумный срок.
Европейской Директивой предусмотрен срок доставки товара: если стороны не договорились об ином сроке, то максимальный срок доставки равняется 30 дням. В России же законного срока доставки товара не предусмотрено.
Если в Европе продавец не сообщает потребителю о праве отказа от договора, то период отказа продлевается на срок до 1 года. В России в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Директива специально обязывает продавца удостовериться, что потребитель понимает платность заказываемой услуги, то есть на кнопке должны быть разборчиво написаны слова «заказ, предусматривающий обязательство по оплате», или должна быть приведена соответствующая недвусмысленная запись о том, что размещение заказа влечет за собой обязательства по осуществлению платежа в пользу продавца. Если продавец не выполнит этот подпункт, то потребитель не будет связан договором или заказом. Кроме того, обязанность доказывания такого понимания лежит на продавце. На практике данная обязанность исключение малоприметных полумошеннических «галочек». Российским же законом такие гарантии потребителю не прописаны, что даёт недобросовестным продавцам возможность обманывать потребителей.
«Надо признать, что за последние 20 лет Россия идет вразрез с общемировым трендом, суть которого заключается в усилении степени защищенности потребителя и увеличении ответственности недобросовестных продавцов и производителей, - комментирует председатель ОЗПП Михаил Аншаков.
- За последние 10 лет явно прослеживается деградация государственной системы защиты прав потребителей, в настоящее время даже скорее отсутствие ее как таковой. Деятельность государственных контролирующих органов парализована благодаря изменениям в законодательстве, внесенным в середине 2000-х годов и направленных якобы на снятие административных барьеров. На самом деле эти меры привели к разрушению системы государственного контроля. Кроме того, Россия фактически живёт без стандартов, и в области технического регулирования проблем чрезвычайно много».
Более подробный сравнительный анализ европейского и российского законодательства в области защиты прав потребителей приведен в ТАБЛИЦЕ.
- Войдите на сайт для отправки комментариев