Умеренный в еде - всегда здоров к жизни.
ПРАВА РЕБЕНКА. 1 ИЮНЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
background:white">Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года и провозглашала равные права детей в области воспитания, образования, социального обеспечения, физического и духовного развития независимо от цвета кожи, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущественного положения и др. background:white">Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и содействовать их осуществлению. background:white">К сожалению, сегодня права детей нарушаются достаточно часто. Этот веселый праздник создан был не просто для развлечения. Его основной целью можно назвать напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка. Это праздник детей, побуждающий взрослых думать о детях. background:white">
ПРАВА РЕБЕНКА
Термин «ПРАВА РЕБЕНКА» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. Сегодня мы попробуем разобраться, что же это такое «ПРАВА РЕБЕНКА», где и кем они прописаны.
В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:
·
Конституция Российской Федерации.
·
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
·
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
·
Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
·
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
·
Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
·
Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.
Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:
·
Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
·
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
·
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
·
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
·
Историческая справка
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Основные права детей
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.
Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:
1.
Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
2.
Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
3.
Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
4.
Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
5.
Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
6.
Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
7.
Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.
А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПРАВА ДЕТЕЙ
Все дети и подростки должны иметь средства и возможности для потенциально полного развития.
Жизнь, выживание, максимальное развитие, доступ к охране здоровья и доступ к службам здравоохранения являются не только фундаментальными потребностями детей и подростков, но и основными правами человека.
Основным инструментом для защиты и реализации этих прав является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка (КПР).
КПР отражает международный консенсус, достигнутый в отношении стандартов для обеспечения общего благополучия всех детей и молодых людей в возрасте до 18 лет.
Помимо того, что КПР предоставляет возможности для информационно-пропагандистской работы в отношении охраны здоровья детей и подростков и соответствующей практической поддержки, она является нормативно-правовой основой работы ВОЗ по широкому спектру вопросов, связанных со здоровьем и развитием детей и подростков.
Создание потенциала в области применения КПР в качестве нормативно-правовой основы
Для содействия интеграции "основанной на правах перспективы" в планирование и проведение политики, мероприятий и программ по охране здоровья детей и подростков Департамент по здоровью и развитию детей и подростков (ЗДП) разработал учебный курс. Курс направлен на укрепление понимания и знаний о правах ребенка и основах КПР.
Участники из ВОЗ и стран узнают о связях между потребностями, обязанностями и правами, а также о том, как можно использовать КПР для разработки политики, планирования, составления программ и управления программами по охране здоровья детей и подростков.
Разрабатывая специальные контрольные перечни в отношении прав человека, департамент ставит своей целью систематическую интеграцию основных норм и стандартов в области прав человека в свои методики и руководящие принципы.
Мониторинг КПР и применение процесса отчетности КПР
Когда государство ратифицирует КПР, оно вступает в непрерывный цикл мониторинга и отчетности относительно потенциальных возможностей его детей и подростков осуществлять свои права. Государства-участники подготавливают доклады с анализом ситуации, которые передаются для изучения Комитету Организации Объединенных Наций по правам ребенка (Комитету). Процесс отчетности КПР может действовать как ценный механизм мониторинга и оценки состояния здоровья детей и подростков. В обязанности ЗПД входит координация вклада ВОЗ в работу Комитета. С 1998 года ЗПД подготовил и представил Комитету более 50 комментариев в области здравоохранения по докладам государств-участников.
В результате, Комитет активно рекомендовал ряду стран обратиться за поддержкой к ВОЗ, а также принять или усилить виды деятельности в интересах прав ребенка в этих странах.
Для усиления мониторинга здоровья в рамках процесса отчетности КПР Департамент разрабатывает основные показатели здоровья детей и подростков в контексте КПР.
Более того, рекомендации Комитета в отношении здоровья детей и подростков, данные странам после рассмотрения их усилий по исполнению КПР, могут служить полезной платформой для деятельности в странах. ЗПД содействует последовательному выполнению в странах рекомендаций Комитета в отношении здоровья путем, помимо прочего, проведения семинаров по вопросам их выполнения и с помощью распространения рекомендаций региональным и страновым бюро ВОЗ.
Новорожденные, дети грудного возраста
и дети других возрастных групп
В области здоровья новорожденных и детей ЗПД все шире использует КПР в качестве нормативно-правовой основы для решения проблем кормления детей грудного и раннего возраста и выживания детей. В сотрудничестве с Гарвардской школой общественного здравоохранения разрабатывается методика основанной на правах оценки законов, политики и программ, связанных со здоровьем детей, которая станет ценным вкладом в анализ ситуации в странах в контексте выживания детей.
Подростки
В области здоровья подростков нормы и стандарты прав человека систематически интегрируются как в нормативную, так и техническую работу Департамента. Учебные материалы включают модули по правам человека, и ЗПД будет проводить систематическую оценку законов и политики в области сексуального и репродуктивного здоровья подростков с точки зрения прав человека. Такая основанная на правах оценка позволит определить политику и правовые барьеры на пути обеспечения доступа подростков к службам охраны сексуального и репродуктивного здоровья.
- Войдите на сайт для отправки комментариев